Ростов-Великий. Возрождение

 

Церковь Николая Чудотворца во Ржищах

Рубрика: Уничтоженные храмы -> Возрождение
Просмотров: 2027
Подписаться на комментарии по RSS

Церковь Николая Чудотворца во Ржищах, фото начала XX в.Ростовская приходская церковь Николая Чудотворца, что во Ржищах, находилась на юго-западной окраине — Ростова при городском кладбище. Она стояла в том месте, где ныне расположена северная часть ул. Добролюбова. Храм был снесен в 1930-е годы, а кладбище упразднено. Специальных исследований этому зданию посвящено не было. До XVIII века местность, на которой существовал предшествовающий деревянный храм называлась "Слободка Никольская, что словет во Ржищах", принадлежала располагавшемуся неподалеку РОстовскому Спасскому, что на Песках, монастырю. Согласно писцовым книгам в 1621-1633 гг., в этой слободке существовала церковь Николая Чудотворца, да придел святыя великомученницы Екатерины.

Святитель Николай Чудотворец с житием. Первая половина XVI века. Происходит из церкви Николы во Ржищах в Ростове. Дерево (липа), темпера. 45,8х34,6Приход, существовавший при деревянной Николоворжищенской церкви, очевидно, был небогат, что обусловило довольно своеобразные обстоятельства истории, непосредственно предшествовавшей строительству одноименного каменного храма. Оказывается, в 1792 г. прихожане находившейся неподалеку Рождественской на Горицах церкви обратились к Арсению, архиепископу Ростовскому и Ярославскому, с просьбой о том, чтобы Никольскую во Ржищах церковь, а значит, и ее имущество, приписать к их приходу.

Мотивы этой просьбы обозначены в последовавшем в ответ на нее архиерейском указе. В нем Спас на престоле. Из Деисусного чина. Первая половина XVI века. Происходит из церкви Николы во Ржищах в Ростове. Дерево (липа), темпера. 86,5х57.Николоворжищенская церковь названа деревянной и ветхой, подчеркивается, что ее прихожанам многократно напоминалось о необходимости строительства нового храма, но они “попечения” к тому не имеют.

Только после этого прихожане интересующей нас церкви вынуждены были обратиться к архиепископу Арсению с просьбой о строительстве нового каменного храма. Соответствующая храмозданная грамота была им подписана, можно сказать, незамедлительно 28 июля 1795 г.

Время закладки Никольской церкви нам неизвестно, и все же можно предположить, что она состоялась вскоре после 28 июля 1795 г.

Архангел Гавриил. Из Деисусного чина. Первая половина XVI века. Происходит из церкви Николы во Ржищах в Ростове. Дерево (липа), темпера. 86х30.Основными жертвователями на возведение Николоворжищенской церкви были ростовские купцы братья Яков и Савва Кайдаловы. В храме было несколько пределов: на правой стороне святаго великомученика Георгия и святыя великомученицы великомученицы Екатерины, а на левой святаго пророка Илии и преподобнаго Алексея человека Божия.

Апостол Петр. Из Деисусного чина. Первая половина XVI века. Происходит из церкви Николы во Ржищах в Ростове. Дерево (липа), темпера. 87х27.Освятили храм 9 мая 1804 г.

Проследим последующую историю храма по архивным источникам.

“1820 года. В холодной Николаевской церкви устроен вновь иконостас столярной с резьбою, о дву ярусах. Старанием прихожанина Ростовскаго купца Евграфа Саввина Кайдалова.

Апостол Павел. Из Деисусного чина. Первая половина XVI века. Происходит из церкви Николы во Ржищах в Ростове. Дерево (липа), темпера. 85х32.Того же 1820 года. В новой иконостас холодной Николавской церкви пожертвованы иконы все новыя, кроме храмовой святителя Николая. Сии иконы писаны мастером одним, московским купцом Петром Ивановым Сапожниковым, на кочт Ростовскаго купца Михаила Матвеева Кайдалова.

1834 года. Иконостас холодной Николаевской церкви весь позлащенна полимент червонным золотом и с клиросами, на кочт Ростовской купецкой вдовы Елены Афонасьевой Кайдаловой. Позлащал города Владимира, что на Клязме мещанин Федор Федоров Колодезников, за пять тысяч рублей ассигнациями.

1835 года. Стены холоднаго Николаевскаго храма внутри росписаны алфреско, приличными священными изображениями в уборке. Старанием купца Михаила Матвеева Кайдалова.

Производитель работы был Ростовской мещанин Николай Дмитриев Гладков, заплачено за работу полторы тысячи рублей ассигнациями.

1837 года. Стены трапезы внутри росписаны алфреско на кочт Ростовскаго купца Евграфа Иванова Кайдалова. Росписал Ростовской мещанин Евгений Александров Строганов за тысячу петьдесят рублей ассигнациями.

1844 года. В трапезе Ильинскаго придела иконостас по причине ветхости, отдан Ростовскаго уезда в село Шугорь и с ветхими иконами безмездно, а вместо его усердием Ростовской купецкой вдовы Евдокии Ивановой Кайдаловой устроен новой иконостас, столярной, с резбою, об одном ярусе. Производил работу в Москве проживающий чиновник Миронов, за шесть сот рублей ассигнациями.

1846 года. В трапезе Георгиевскаго придела иконостас столярной попричине ветхости отдан безмездно Угличскаго уезда в село Поймаш и с иконами, а вместо его устроен новой иконостас столярной с резбою, об одном ярусе, на кочт Ростовской купец кой вдовы Евдокии Ивановой Кайдаловой. Иконостас работал Ростовский мещанин Алексей Михайлов Бычков за шесть сот рублей ассигнациями.

Иконы как в Ильинской, так и Георгиевской иконостасы были своевременно написаны, по усердию той же купецкой вдовы Евдокии Кайдаловой. Писал Ростовскаго уезда Борисоглебских слобод Графа Панина крестьянин Иван Иванов Самойлов, за двести рублей серебром, в оба иконостаса.

1850 года. Георгиевский иконостас позлащен на полимент по тумбы, на котором одна резба вызолочена, а столярство окрашено кармином. Позлащал Владимирской, что на Клязме, мещанин Воробьев, за триста рублей серебром, иждивением Ростовскаго купецкаго сына Ивана Михайлова Кайдалова.

1853 года. Ильинский иконостас позлащен на полимент по тумбы, на которых резба вызолочена, а столярство окрашено кармином. За материал и работу отдано Ростовским купцом Александром Михайловым Кайдаловым триста рублей серебром. Производил работу Ростовский мещанин Алексей Михайлов Бычков”.

1857 года. Внешность церкви все обновлена, как то: кресты вызолочены, крыша окрашена медянкой, стен штукатурка перетерта и окрашена, места во фронтонах и клеймах росписаны. Все это сделано старанием церковного старосты Спаской слободы крестьянина Алексея Алексеева Маринина».

«1858 года Сентября дня. В трапезе нашей Николоворжищенской церкви стены и уборка, отпечнаго и кадильнаго дымазакоптевшия, вычищены и поновлены, лицевые штуки только вычищены. За работы заплачено сорок рублей серебром. Поновлено старанием церковнаго старосты Спаской слободы крестьянина Алексея Алексеева Маринина»

«Летом 1902 года в настоящей холодной церкви алтаре исправлена алфреская живопись и прочищена позолота на иконостасе. Стоимость работы живописи 300 рублей, уплаченных церковным старостой А. Ухановым из собственных средств. Мастером сих работ был проживающий в г. Ростове крестьянин Н.Н. Марокуев... 16 августа поковлена живопись и иконостас, освящены малым освящением протоиереем Ростовскаго успенскаго собора А. Пречистенским».

В 1905 r. поновлялась настенная живопись, поновлял переславский мещанин Д.И. Шмаков, поновлялась позолота ростовским мещанином Н.Н. Кудрявцевым.

1914 г. «Повреждения: 17 апреля во втором часу дня, во время сильной бури, с колокольни снесен обитый цинковым железом шпиль, причем повреждена хромовая на церкви труба и несколько крыша». В том же году труба и крыша исправлены.

«Вместо снесенного шпиля... устроена глава по железному каркасу с железными стропилами и переплетами, покрыта листовым луженым железом, окрашена голубой краской с вызолоченным через огонь крестом из луженого железа, крест выишиной 2 арш. 8 вер. Работа производилась фирмой Товарищества Оловянишникова... ».

Церковь, а вместе с ней и прилегающий погост были полностью сравнены с землей в 1930-х годах. До нас дошли лишь чудом сохранившиеся иконы и единственная фотография храма.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)