Ростов-Великий. Возрождение

 

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Рубрика: Уничтоженные храмы -> Возрождение
Метки:
Просмотров: 4448
Подписаться на комментарии по RSS

Уничтоженная Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Ростов-ВеликийРостовская приходская церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы стояла несколько к северу от пересечения улиц Введен­ской (ныне Февральская) и Окружной. Престол летнего Введенского храма, был расположен на втором этаже, а престол зимней теплой церкви во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких – на первом этаже. Храм был снесен в 1930-е годы. Теперь по месту его расположения пролегает проезжая часть ул. Февральской.

Церковь Введения во храм Пресвятой БогородицыДеревянная одноименная предшественница церкви зафиксирована в дозорной книге Ростова 1619 г. Однако, вероятно, эта или более ранняя Введенская церковь возникла задолго до XVII в.. о чем косвенно свидетельствует про­исходящая из нее широко известная икона Спаса Нерукотворного, датируемая концом XIII или рубежом XIII - XIV вв. С 1620-х годов в документах при названном храме фигурирует деревянная теплая церковь Зосимы и Савватия Соловецкого. Деревянными Введенская и эта последняя церкви оставались вплоть до строительства рассматриваемого каменного храма.

Введенская улица (ныне Февральская), церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы,  открытка начало XX вМногие сведения по уничтоженному храму сейчас доступны нам по книге Талицкого В.А. "Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Ростове, Ярославской губ." М., 1906.

Спас Нерукотворный, XIII в. Из церкви ВведенияСогласно В.Л. Талицкому в марте 1760 г. «града Ростова церкви Вве­дения Преспятыя Богородицы поп Иван Иванов, да церковный староста Алексей Иванов сын Носов и вес приходские люди» подали Арсению,митрополиту Ростовскому и Ярослвскому, прошение, в котором заявляли о своем желании вместо «весьма ветхой» деревянной холодной церкви Зо­симы и Савватия построить «в то ж именование» новую каменную. Прося архиерея о разрешении упомянутую деревянную церковь «разобрать на обжиг кирпича». — приход вместе с тем ходатайствовал, чтобы им была дана «шнуропечатная книга для собирания пожертвований на постройку от доброхотподателей в епархии его преосвященства». Разрешение после­довало |8 марта 1760 г."

Первый Вселенский Собор. Конец XVI - начало XVII века. Происходит из церкви Введения во храм в Ростове. Дерево, темпера. 77х66.Ход строительства церкви Зосимы и Савватия В. А. Талицким не описан, очевидно, ему не были известны отражающие его документы. Однако ясно, что к июлю 1762 г. она уже была сооружена. В этом месяце, сообщая митрополиту Арсению о построении каменной теплой церкви Зосимы и Савватия Соловецких, настоятель Введенского прихода Иоанн заявил о новом желании прихожан. «А ныне, — писал он, — желание мое с приходскими людьми есть, чтоб, аще Господь Бог поможет, на той новостроенной каменной церкви еще каменную ж холодную церковь во имя Введения Пресвятыя Богородицы, тако-ж и колокольню над всходом церковным каменную ж построить». С этой целью предполагалось прежнюю Никола поясной, с житием. Конец XIV в. Из церкви Введения.деревянную Введенскую церковь употре­бить, как и первую, на обжиг кирпича, а «иконостас со святыми образами выбрать и поставить в новопостроенную теплую каменную церковь св. Зосимы и Савватия».

В заключение прихожане снова просили выдать шнуровую книгу для сбора пожертвований постройку, в виду «малоприходства» и, очевидно, недостатка средств. Митрополит Арсений Мацеевич (1742-1763) благословил новое дело грамотой от августа 1762 г. К декабрю 1765 г. Введенская церковь вчерне уже была построена.

Однако, очевидно, отделка ее интерьера и сооружение иконостаса продли­лись еще несколько лет. Освящение церкви произошло по благословенной грамоте епископа Афанасия Ростовского в день храмового праздника 21 ноября 1769 г.

Ростов, Ярославская губерния.  Церковь Введения открытка конец XIX вНекотырые иконы и храмовые украшения были заимствованы из деревянного храма Святых отцов, пришедшего в упадок.

Деревянная церковь Святых Отцов с кладбищем находилась к юго-востоку от Введенской церкви, близ земляного вала, по дороге от Благовещенской улице в Кремль, то есть ближе к городской крепости. Ведомость 1777 г. церковь называет ветхою. По указу архиепископа Самуила, храм Святых Отцов в 1780 г. за ветхостью упразднен, приход был приписан к Введенской церкви. По указу от 17 октября 1790 г., в Введенскую церковь поступили иконы и утварь упраздненной церкви Святых Отцов.

Ныне от храма остались одни лишь письменные упоминания да некоторые известные уникальные иконы. Проезжая или проходя сейчас по Февральской улице Ростова, мало кто из наших соотечественников вспомнит, что совсем недавно здесь прямо на проезжей части, на святом намоленном месте стоял внушительный двухэтажный Введенский храм, что ростовцы спешили сюда на Божественную литургию и здесь совершались таинства и благодать Божия освящала каждого прихожанина.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)