- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
ДУХОВНЫЙ СТРАТИГ
Просмотров: 3778
Подписаться на комментарии по RSS
осле потрясений Смутного времени, наш русский народ, оставаясь всецело верным православной святоотеческой традиции, начал приглядываться к бытовому образу жизни на Западе, ухватывая его очевидно полезные вещи, усваивая его выгодные преимущества. Другими словами, мало-помалу, но началась модернизация Древней Руси.
Этот процесс начался на Украине ещё раньше, чем в Московском государстве. Создание общинных мирянских братств, основание Киевской Духовной коллегии, впоследствии Академии, активное книгопечатание в Киево-Печерской лавре, охотное стремление духовного сословия к проповеднической деятельности, - таким образом целое столетие украинское казачество хранило верность Православию не путём глухого упорства, но путём строительства лучшего качества церковной жизни. Такого, какое бы ни в чём не уступало Западу. Святитель Димитрий и сам был одним из передовых бойцов подлинного патриотизма на Украине, с любовью занимаясь литературным и проповедническим трудом, с благоговением исполняя своё целожизненное послушание – составление Четий-Миней.
Пути модернизации, которыми твёрдо шёл Петр Великий, стали причиной появления в древнейшем центре Северо-Востока Руси святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Его прибытие в Ростов ничем не изменило характера его бойцовской деятельности на поле духовной брани. Он проповедует, пишет, доделывает старые книги, начинает новые. Почти не задумываясь, он открывает школу, вполне соответствуя своему, давно сложившемуся пастырскому и педагогическому опыту.
Ростовский период жизни увенчал многолетний подвиг жизни святителя Димитрия. Мы можем сказать, увенчал, именно, в смысле мученического и исповеднического венца, который Господь возложил в Ростове на Своего избранника. Потому, что венец жизненного пути святитель прошёл через терния.
Существует ростовский фактор. Ростов Великий - это один из истоков Святой Руси. Князь Владимир-креститель основал здесь христианскую кафедру, но со временем князья Северо-Востока предпочли для жизни другие города – Суздаль, Владимир, наконец, Москву. Кафедра же ростовская остаётся на том самом же месте со времён крещения, и с тех пор как бы лёгкая дремота овладела городом. А ведь в нём просияло столько святых, открылось множество чудотворных мощей, здесь, кажется, родился один из великих богатырей русской земли – Алёша Попович! За многие сотни лет жители города попривыкли к своей святыне, стали к ней равнодушны.
Ярким примером противодействия сонному забвению стала кипучая деятельность ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Это случилось как раз тогда, когда в Москве под руководством царя Алексея Михайловича Романова начались первые опыты модернизации. В те же годы митрополит Иона возводит в Ростове оплот Православия – Ростовский кремль. Он украшает иконами, фресками и утварью старый Успенский собор, сооружает звонницу и отливает небывалые и потом непревзойдённые ростовские колокола. Как бы сошедшим с неба на ростовскую землю выглядит Ростовский Архиерейский Дом, бессмертное творение митрополита Ионы. Будто Небесный Иерусалим, он сияет, отражаясь на водной глади ростовского озера! Тысячу лет существует Ростов, но благодаря модернизации, проведённой ростовским митрополитом, он стал всемирно известным. Даже спустя триста лет, можно сказать, что современный город существует в тени высоких стен Ростовского кремля.
Имея перед глазами столь могучий пример духовного и культурного строительства, святителю Димитрию было всё же неизмеримо труднее, чем митрополиту Ионе. В эпоху святителя Димитрия, самодержавная модернизация стала жёсткой, на пределе возможностей. Среди большого сонма архиереев ростовской кафедры святитель нёс своё служение именно в те годы, когда не имел права распоряжаться ничем из обширного хозяйства епархии. Всё, ради задач модернизации всё было отобрано в казну. Однако, «Сила Божия в немощи совершается». Святитель Димитрий совершает свой подвиг в условиях бесконтрольного владения государственным министерством под названием «Монастырский приказ» церковным средствами, как будто ничего не случилось, и остаётся верен самому себе.
Глубинная, ничем не колеблемая вера в Бога, боевая убеждённость в святости Православия, привычка работать, бдеть и молиться, почти как на войне; жить в новых условиях так, как и раньше он всегда жил и трудился. Пусть всё вокруг переворачивается, уходит и приходит; святитель взирает на Спасителя, от него только ожидая суда над своими неленостными пастырскими делами: «По мере того как ветшает наш ветхий человек, обновляется внутренний».
С таким настроением отошёл в вечность святитель Димитрий. Начиная с его эпохи, наш народ уже не сворачивал с пути модернизации, продолжая хранить святое Православие. В этом, в большей или меньшей степени, заслуга и святителя Димитрия. Удивительно, но его не забыли в Ростове, в городе его архипастырских трудов. Много прославила святая Церковь здесь угодников Божиих, однако как в Ростове, так и по всей Российской империи, именно имя святителя Димитрия стало знаменем всех православных, горячо, а главное деятельно любящих свою Родину.
Мы можем перечислить много слоёв русского общества, считающих святителя Димитрия своим молитвенником и заступником. Например, все верующие деятели театрального искусства, ведь святитель Димитрий сам был драматургом и режиссером. Без сомнения множество учёных, историков, филологов в России и на Украине; особенно тех, кто причастен к литературе о святых, молитвенно обращаются к святителю Димитрию, прося его благословения. Русские учителя по всему миру, может быть, сами не зная этого, имеют святителя Димитрия своим предшественником. Чтит святителя Димитрия русское казачество, а также миллионный город Ростов-на-Дону и вся обширная Ростовская область.
Отметим только одну грань культурной жизни, впрочем, немаловажную для жителей Ярославской и Ростовской земли, которой коснулись благословляющие руки святителя Димитрия. В конце XIX века в стране поднялась широкая волна интереса к своей национальной культуре, и одновременно происходил процесс создания музеев, в том числе и в провинции.
Для Ростовского кремля это было временем его обновления, реставрации. Мы уже привыкли к музеям, но тогда это тоже была модернизация. Тогда был основан Ростовский музей, и во главе благотворительного проекта на общественных началах стало просвещённое ростовское купечество. Оно, в лице своего главного вдохновителя Андрея Александровича Титова, было связано с Московским Археологическим обществом, и в целом с последними достижениями науки и культурного развития. С другой стороны ростовское купечество многими и крепкими узами было связано с Православной церковью. Например, каждый купец почитал за честь быть старостой какой-нибудь из многочисленных ростовских церквей.
Как уже было сказано, город Ростов Великий не забыл святителя Димитрия. Ещё до канонизации в городе берегли могилу святого. В XIX веке в Ростове всё дышит им. По городу ходят легенды о святителе Димитрие. Над его гробом постоянно меняются на новые исписанные тетради с записями исцелений по молитвам нового чудотворца. Художники по финифти тысячами изготовляли его образки и продавали паломникам. Сиятельный граф Шереметев воздвигает в Ростове великолепный храм и нарекает своего сына в честь святителя Димитрия. Учёные мужи в священном сане разыскивают в городе псалмы и канты святителя, они публикуются и распеваются в стенах учебных заведений и на концертах. Кстати сказать, что в Ростовском кремле, в древнем Самуиловом корпусе помещается в XIX веке Духовное училище, и оно, конечно, посвящается имени святителя Димитрия.
Открывая новое дело, такое как создание Ростовского музея, его отцы-основатели ощущали несомненное благословение святителя. С одной стороны, Ростовский Архиерейский Дом это место его последних трудов и воздыханий. С другой стороны православный святитель был сам не чужд научных методов исследования и интереса к древности.
День памяти святителя Димитрия в 1883 году стал днём открытия Ростовского музея Церковных древностей. Это точка отсчёта его славной истории служения русской духовной культуре. В музее особо чтились вещи, имевшие отношение к святителю, а в период с 1929 по 1990 годы в музее обрели покой от безбожников и его святые мощи. В последнее время именно в день памяти святителя Димитрия открывается большой и плодотворный научный форум «История и культура Ростовской земли», где среди докладов всегда есть место теме святителя Димитрия.
Можно сказать, что святитель Димитрий и в наше время является духовным стратигом, предводителем духовного воинства, в одной из величайших твердынь русского Православия – Ростовском кремле.
Священник Александр ПАРФЁНОВ.
Оставьте комментарий!