Ростов-Великий. Возрождение

 

Икона Божией Матери "Скоропослушницы" и Ростовский Петровский монастырь

Рубрика: Торжества и даты -> №4
Метки:
Просмотров: 3195
Подписаться на комментарии по RSS

В  воскресенье, 22 ноября, Русская Православная Церковь отмечала День иконы Божией Матери "Скоропослушницы". Для Ростовского Петровского монастыря этот праздник - особенный. История иконы Божией Матери «Скоропослушницы» началась в далеком святом Афоне в глубине веков. В одном из древних монастырей над дверью была расположена икона Божией Матери. И прямо под ней темным утром проходил монах, несший лучину для возжигания светильников. Не удивительно, что дым от лучины попадал на икону. Как-то, снова проходя под иконой, монах услышал голос, вопрошающий: «Доколе ты будешь коптить Лик Мой?».

Но инок, в силу каких-то неведомых причин, не обратил внимания на этот голос. На следующее утро все снова повторилось, но монах опять не придал значения предупреждению. После третьего раза он ослеп. Уже потом, после долгих молитв перед иконой и покаяния он получил прощение, и зрение было ему возвращено.

Так была обретена эта икона, за скорую помощь, подаваемую от нее, названная «Скоропослушницей». В свое время с нее был сделан список и в 1909 году привезен в Россию, в Петровский монастырь города Ростова. И в монастыре сразу же начались чудесные исцеления с помощью этой иконы. На протяжении всех лет до прихода к власти большевиков икона Божией Матери, «Скоропослушница», дарила верующим чудеса исцелений. Потом, к великому сожалению, - была утеряна. Отец Виталий, настоятель храма Похвалы Богородицы Петровского монастыря, не оставляет надежды, что с Божией Помощью чудотворная икона снова вернется в храм, в свой святой дом.

Рассказал о. Виталий и об истории монастыря, полной экспрессии и остросюжетных поворотов событий, что пережила эта земля. Петровский монастырь считается одним из древнейших в России. Основание обители относится к тому времени, когда Святая Русь находилась под игом Золотой Орды после тяжкого поражения русских князей на берегах реки Сити в 1238 году. С тех пор русские князья и православные епископы были обязаны ходить в Орду для решения всех важных для судьбы территорий вопросов, в том числе и за «ярлыками». Унизительная необходимость довлела над просвещенными умамизарождавшегося Русского государства. Но делать было нечего - таковы были реалии тех непростых лет.

В то время епископом Ростова был Кирилл II, архипастырь, успевший прославиться своим благочестием, и к тому же обладавший немалым даром красноречия, и очень любимый народом.

Икона Божией Матери Скоропослушница«Вси приходящий, - говорит летописец, - дивились ему; князи, вельможи и все жители Ростова, не только простцы, но и священники, игумены и иноки, все спешили из окрестных мест в город послушать святителя... Он показал многая добродетели, как истинный святитель, а не наемник».

Как-то раз в 1253 году пришлось епископу Кириллу ехать в Орду к хану Беркаю, или Берке, для ходатайства о нуждах вверенной ему епархии. Ханом он был принят очень благосклонно и в беседе с ним много рассказывал о чудесах в земле Ростовской и особенно - о Крещении ее и о роли в этом св. Леонтия. И о чудесах, совершающихся при его гробе. Хан внимательно выслушал епископа, но еще более внимательно его слушал племянник хана, живший при дворе Берки. Рассказы святителя сильно повлияли на царевича и зародили сомнения в истинности его прежних убеждений.

Случилось так, что в том же году у хана Берке заболел сын. Причем болезнь оказалась смертельно опасной, а все усилия ханских врачевателей были тщетны. Тогда и вспомнил хан о святителе, что приходил к нему и рассказывал о чудесах у гроба св. Леонтия. Хан потребовал к себе русского епископа.

Кирилл исполнил желание Берке. Перед отправлением в Орду епископ долго и усердно молился перед иконой Божией Матери "Скоропослушницы" у гроба св. Леонтия, прося исцеления болящему, и наказав, чтобы в Ростове совершали «молебная пения», двинулся в путь. Приехав к больному, святитель помолился Богу, окропил отрока освященной водой, и тот на глазах у всех выздоровел. В награду за это епископу Ростовскому Кириллу были даны богатые дары и ярлык, по которому ежегодная дань с ростовских князей должна была идти «в дом Пресвятыя Богородицы».

Эти события окончательно повлияли на решение ордынского царевича, ханского племянника: он решил принять православное Крещение, для чего тайком от родных убежал в след епископу, нагнал его по дороге в Ростов и со слезами умолил взять с собой. Надо понимать, какой смелый поступок совершил тогда Кирилл, взяв с собой племянника хана, правнука Чингисхана: побег Царевича мог обернуться гневом и войной для всей Ростовской земли. Но святитель был осторожен, приютил царевича, можно сказать, тайно в архиерейском доме и крестил его только тогда, когда о нем в Орде забыли. При крещении царевичу было дано имя Петра.

Живя в архиерейском доме, царевич Петр посещал храм и приобщался к истинам Православной веры сначала под руководством Кирилла, а потом, после его смерти, под руководством святого Игнатия. Временами царевич выезжал на берег озера Неро, для занятия любимой им соколиной охотой. Однажды, увлекшись охотой, Петр не заметил, как наступил вечер. Утомленный, он заснул на берегу озера. И случилось так, что сначала во сне, а потом уже и наяву ему явились Святые Апостолы Петр и Павел и сказали: «Не бойся, друг Петр, мы посланы к тебе от Бога, в которого ты уверовал и крестился. Он укрепит род твой и племя и внуков твоих до скончания мира, а за милостыни и труды твои воздаст тебе вечную награду». С этими словами они передали ему два мешка: один с золотом, другой с серебром и сказали: «Сходи завтра в город и выменяй там три иконы: одну Богородицы с предвечным Младенцем, другую св. великомуче-ника Димитрия и третью св. Николая, заплатив за них, что потребуют».

Справившись со страхом, Петр спросил у Апостолов, как он должен поступить, если продавцы запросят за каждую икону по мешку денег? Апостолы велели мешки с деньгами держать за пазухой и давать за иконы по «девять серебряных, а десятую злата», прибавив к этому, чтобы купленные иконы Петр отнес к епископу и рассказал ему об их повелении устроить в месте явления церковь имени Первоверховных Апостолов. Сказав все это, они стали невидимы. Пораженный видением, Петр пробыл в молитве на месте до утра, а затем отправился в город, где на торгу приобрел иконы, как ему и было сказано, и понес их св. Игнатию.

В эту же ночь святому Игнатию тоже являлись Святые Апостолы и повелели возвести во имя их церковь. Святитель рано утром пригласил к себе ростовского князя и в беседе с ним рассказал о своем видении и о том, что не знает, где находится место постройки будущего храма. Их разговор был прерван появлением Петра, шедшего к дому епископа с иконами, от которых исходил необычайный рвет.

Иконы с благоговением были отнесены в соборную церковь, а потом по совершению молебна в сопровождении епископа, ростовского князя и жителей всего города отнесены на место явления Петру Святых Апостолов. Где при молебном пении «людие клеть (храм) соградиша», в которую и поставили иконы.

Казалось бы, все сомнения разрешены, соблюдены все формальности, осталось построить на этом месте храм. Но тут в ход событий вмешивается ростовский князь, который говорит Петру: «Владыка построит тебе церковь, а если я не дам места, что ты тогда будешь делать?» На что Петр отвечает: «Если Бог изволит и владыка повелит, я куплю у тебя земли столько,  сколько твоя  милость отделит мне».

Князь стал размышлять про себя, сколько бы ему отделить земли, и, словно в шутку, спрашивает Петра: «Расплатишься ли ты за землю так же, как и за иконы, кладя по моей земле девять монет серебряных, а десятую золотую?» Петр ответил, что он должен спросить об этом владыку, на что святой Игнатий ответил изречением из Евангелия: «Просящему у тебя дай».

Отец ВиталийДля постройки храма было отмерено большое пространство, и, по повелению Петра, был вырыт ров для отмежевания земли. Затем, начав от озера, царевич Петр стал класть по дну рва поочередно девять серебряных монет, а десятую золотую. Причем в продолжение кладки во рву деньги в мешках не убывали, к ужасу всех присутствующих. По заключению сделки денег из рва было собрано столько, что когда их свалили на телеги, на которых был привезен лес для постройки часовни, лошади едва могли сдвинуть телеги с места.

После чуда с деньгами Петру начали оказывать необычайные почести. В конце концов, он был вынужден уклоняться от них и стал стремиться к уединению. Видя такое поведение царевича, и восприняв его как тоску по Орде, епископ и князь уговорили Петра жениться на дочери местного вельможи из Орды. От этого брака появились дети. Впоследствии потомки царевича Петра известны истории под фамилией Чириковы. Потеряв незадолго до кончины свою супругу, Петр принял иночество и через несколько лет скончался в 1290 году и был погребен в основанном им монастыре.

При гробе его совершалось множество чудес с верою просящим у него помощи.

С родом царевича Петра и основанным им монастырем связана еще одна знаменитая история. Случилось это при правнуке св. Петра Игнатии. На Ростов, после разграбления Ярославля, шло войско татарского хана Ахмыла. Ростовские князья, прослышав о приближении грозного врага, бежали. Их примеру последовал было и ростовский епиcкоп Прохор, но Игнатий догнал его и заставил вернуться назад, чтобы выйти вместе с ним навстречу Ахмылу.

Взяв с собой дорогие подарки, Игнатий в сопровождении крестного хода встретил татар на берегу озера Неро, неподалеку от монастыря, основанного его прадедом. Игнатий поклонился Ахмылу и рассказал, что это место куплено еще его прадедом, правнуком самого Чингисхана, и что здесь совершаются чудеса. Хан очень заинтересовался рассказом, потому что с войском в повозке везли его тяжело больного сына, заболевшего под Ярославлем, и которому ни один из врачевателей хана не мог оказать никакой помощи в болезни.

И случилось повторение истории. Только на этот раз уже епископ Прохор, совершив молебен и окропив освященной водой, исцелил больного сына хана. Хан Ахмыл, крайне обрадованный таким чудом, прославил Бога, принял от Игнатиядары - «тешь царскую». И отблагодарил епископа, подарив ему 40 литров серебра и 30 - его клиру. Таким образом, благодаря Помощи Божией, отваге правнука св. Петра и истовой молитве епископа Прохора, город Ростов был избавлен от вторичного разорения.

С момента основания, Петровский монастырь был деревянным. В 1608 году обитель постигла большая беда: в лихое время она была ограблена и сожжена литовцами и русскими изменниками. Сгорели все исторические документы непередаваемой важности. После сожжения монастырь был восстановлен, но уже в камне, и просуществовал три столетия, пока не частично разрушен и полностью разграблен большевиками. На сегодняшний день на месте Петровского монастыря сохранился только храм Похвалы Богородицы, четыре башни и настоятельский корпус.

Надгробие Елизавете Ивановне ПлешановойОтец Виталий с сокрушением рассказывает о нанесенном обители урону. Были растащены даже надгробные плиты с поруганного монастырского погоста. Чудом сохранились лишь две плиты: Петру Матвеевичу Плешанову (1873 года) и Елизавете Ивановне Плешановой (1875 года), найденные под полуметровым слоем мусора, и надгробный камень Дмитрию Федоровичу и Евдокии Васильевне Гусевым (год неизвестен). А ведь на этом погосте было похоронено много именитых людей Русской земли. На месте разрушенного Петро-Павловского собора под спудом покоятся и мощи св. Петра Ордынского, основателя монастыря.

Сейчас Петровская обитель с помощью Божией восстанавливается. Храм, построенный на месте того самого Первого храма Певоверховных Святых Апостолов Петра и Павла, не уцелел. Как рассказал батюшка, сейчас на этом месте снят техногенный слой грунта. Следующей весной, как только земля оттает, планируются археологические изыскания, закладка и возведение нового храма. Трудов предстоит очень много, но о. Виталий не отчаивается, помня о том, что велика помощь Божия, и что чаще всего приходит она через людей.

Пожелаем возрождения этой святой обители, овеянной столь сильными, значимыми историческими событиями. Успехов отцу Виталию!

Александр МОЛЁНОВ, фото автора.

(При подготовке материала была использована брошюра <strong>«Ростовский Петровский монастырь и его основатель преподобный Петр Царевич»</strong>, ред. 1892 г.).

Р.З. О. Виталий сообщил, что совсем скоро в свет выйдет брошюра о Петровском монастыре и его основателе под названием «Акафист преподобному Петру Царевичу Ордынскому и история основанной им обители». Ждем интересного и познавательного чтения.

Мы также поздравляем батюшку с 15-летием служения в священном сане!

Сайт Петровского монастыря

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)