- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
«Исайю чту велегласного в даре чудесном»
Просмотров: 3710
Подписаться на комментарии по RSS
акими словами прославляется в богослужебных песнопениях епископ Исайя Ростовский - просветитель и небесный заступник нашего края, подвизавшийся здесь в конце 70-х - начале 90-х годов XI века.
Первое известие о святителе Исайе встречается в житии преподобного Феодосия Печерского. В нем говорится: «И тогда христолюбивый князь, избрав в монастыре нашего великого отца Феодосия (имеется в виду Киево-Печерская лавра) одного из братии, особо усердного в монашеской жизни, именем Исайю, взял его в качестве игумена в свой монастырь, посвященный святому великомученику Димитрию. А позднее за свой добрый нрав, тот Исайя удостоился быть епископом города Ростова». В данном случае речь идет о монастыре в честь святого Димитрия Солунского, основанного в Киеве князем Изяславом, в крещении Димитрием, сыном Ярослава Мудрого. Примечательно, что до наших дней сохранилась мозаичная икона святого великомученика Димитрия - уникальный храмовый образ этой одной из старейших обителей Руси, известной впоследствии и в настоящее время как Киевский Михайловский Златоверхий монастырь. Чтимый образ находится сейчас в Государственной Третьяковской галерее.
Сведения о жизни самого святителя Исайи Ростовского скудны, что обусловило краткость его жития. Нуждаются в уточнении и даты его деятельности. Все это характерно для святых, живших в столь отдаленную эпоху, которую представить сложно и письменные памятники которой дошли до наших дней в весьма ограниченном числе. Если обобщить сведения, сообщаемые о святителе Исайе в трех известных и достаточно поздних редакциях его жития (первую редакцию ученые относят к началу XVI века), то о ростовском епископе-миссионере можно сказать следующее.
Родился он в Киеве. Избрал путь монашеской жизни, которая началась в древнейшей русской обители - Киево-Печерской лавре. Здесь будущий просветитель далекой северо-восточной окраины Руси постигал иноческую жизнь под руководством великих светильников Русской Земли - преподобных Антония, Феодосия, Никона и Варлаама Печерских.
Как один из ревностных подвижников, игумен Исайя был направлен епископом в Ростов - третью по значению после Киева и Новгорода кафедру Древней Руси. Здесь ожидали святого немалые труды: несмотря на то, что наряду с местными языческими племенами присутствовало в городе и его округе славянское население, христианство очень трудно приживалось на ростовской земле. Благодаря трудам святителя Леонтия, предшественника епископа Исайи, в городе были новоначальные христиане. Надлежало позаботится и о них: утвердить и укрепить в вере. Так сообщает житие о деятельности свт. Исайи в качестве епископа: «И видит там людей новокрещенных неутвержденных в вере и напитывает их своим учением блаженный, и взращивает в добродетелях, плод сторицею Благому Владыке приносит. И обходит города и места в Ростовской и Суздальской области, и неверных увещает веровать в Святую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа. Просвещает их святым крещением, верных укрепляет непоколебимыми и недвижными быть в вере. Где идолов находит, все огню предает». При этом святитель проявляет заботу о нуждающихся: «И великое тщание о том имея (о просвещении светом Христовой истины), нищих милует и удовлетворяет пищей и одеждой, милосердствует о них, как чадолюбивый отец». На местах поверженных идолов епископ строил православные храмы. Местное предание утверждает, что на проповедь святителя Исайи о Христе первыми откликнулись жители слободы Угожь на восточной стороне озера Неро (современное село Угодичи). В знак своего благословения святой подарил жителям икону Богоявления Господня. Икона эта как величайшая святыня много веков хранилась в построенном для нее Богоявленском храме Угодичей.
В связи с деятельностью святителя Исайи известный историк и собиратель преданий нашего края А.А. Титов упоминает село Капцево-Богородское в окрестностях Ростова. Он сообщает, что свое название село получило от некогда бывшего здесь языческого капища, разрушенного епископом ростовским Исайей и построившего на его месте храм. Судя по названия села, храм этот был посвящен Пресвятой Богородице. Также он приводит сведения о происхождение села Ангелово, являющегося, по некоторым сведениям, родиной известного митрополита-строителя Ионы Сысоевича.
Некогда место это называлось Чертовым городищем, здесь также находился один из чтимых языческих идолов. Как-то находясь в этих местах, святитель Исайя пожелал посетить и это место. Именно тогда и случилось одно из самых удивительных чудес, о котором повествует житие святого. В это время в далеком Киеве было закончено строительство Великой Успенской церкви - храма, на возведение которого мастеров прислала сама Пресвятая Богородица, вручив им в знак Своего покровительства к обители Свою икону. О дне освящения храма никого не оповещали, поскольку по некоторым причинам оно откладывалось. Когда же этот долгожданный и радостный для печерских иноков день наступил, об освящении храма дивным образом узнали и попали на него и те постриженики Печерской обители, которые находились далеко от нее, неся возложенное на них послушание епископского служения. Это были епископы Иоанн Черниговский, Лука Белгородский, Антоний Юрьевский и Исайя Ростовский. Как некогда апостолы на облаке были перенесены на Успение Пресвятой Богородицы, собравшись на это трогательное событие из разных мест, так и святой Исайя, извещенный ангелом, был чудесно принесен в Киев на облаке. Произошло это как раз во время обозрения Чертова городища. «Во едином часе ста в граде Киеве», - сообщает житие. Поучаствовав в торжествах, святитель Исайя таким же образом на облаке попал обратно в Ростов. После этого события он переименовал «проклятое» место в Ангелово.
Также Титов упоминает епископа Исайю в связи с селом Исаевским на реке Кичме. Он приводит местное предание, согласно которому, в этом месте охотился князь Петр Ревендарь (XI в.), наместник князя Изяслава Ярославича. Упав с лошади, он сильно повредил себе грудь и голову, но обозревавший в это время свою паству святитель ростовский Исайя исцелил его. В благодарность Ревендарь поставил здесь деревянную церковь и при ней терем. Можно предположить, что село Исаевское названо по имени святителя Исайи, хотя прямых свидетельств этому нет.
Вот те немногие сведения, которые можно почерпнуть из рукописных источников и преданий о святителе Исайе Ростовском, кончину которого принято относить к 1090 году. Мощи святителя Исайи были обретены вместе с мощами его предшественника святителя Леонтия Ростовского 23 мая/5 июня 1164 года. Тогда после пожара сгорел Успенский собор, бывший до этого деревянным. По повелению ростовского князя Андрея Боголюбского на месте сгоревшего стали копать рвы для фундамента нового храма. При этом были обнаружены гробы с телами почивших ростовских святителей Леонтия и Исайи. И хотя с этого времени началось народное почитание почивших епископов, празднования дня их памяти не было установлено, то есть официальной канонизации не произошло.
Построенный при Андрее Боголюбском собор почти сразу обвалилися, так что пока строилось новое храмовое здание, гроб с телом святителя Исайи находился в церкви св. Иоанна владычнего двора. В 1231 году, когда было закончено строительство нового Успенского собора, мощи святого Исайи были перенесены в него и поставлены с правой стороны в притворе.
Согласно рукописному житию, «архиепископ соборной церкви, видя, что образ святого Исайи все почитают и поклоняются ему, а гроб его (в притворе собора) в небрежении, созывает 17 мая священников и касается чудоносного гроба пречудного отца — переносит его оттуда в 1474 году и полагает в новом гробе с честью, близ южных дверей, где и ныне он подает исцеление». Это событие произошло при ростовском архиепископе Вассиане Рыло. По мнению Голубинского, известного историка Русской Церкви, с него началось церковное почитание святителя Исайи, правда, пока как местночтимого святого. К этому же времени относится и первое письменное изложение его жития. В 1722 году мощи угодника Божия были переложены в серебряную гробницу.
Необходимо добавить, что статус общерусских святых ростовские святители получили еще до знаменитых соборов митрополита московского Макария, когда в 1547 и 1549 годах впервые было прославлено большое число русских святых. При этом никакого официального указа по поводу ростовских святителей неизвестно.
В советское время мощи святителя Исайи подверглись публичному вскрытию и были унесены из собора. В настоящее время в Успенском соборе Ростова хранится частица его мощей.
Память святителя празднуется 15/28 мая, а также в день Собора Ростовских и Ярославских святых 23 мая/5 июня.
Мария РУБЦОВА,референт по научной работе наместника Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
Оставьте комментарий!