- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
Искусство - народу
первого октября по 10 ноября в просторном зале Комплексного центра социального обслуживания населения «Радуга» проходит выставка работ священника и художника, отца Петра Винника. За это время с его произведениями познакомились не только пожилые люди и инвалиды, находящиеся на попечении Центра, но и многие жители Ростова.
Перед открытием выставки я спросила отца Петра о том, как складывался его творческий путь.
- Творчеством я занимаюсь с детства: с восьми лет ходил в кружок ИЗО, окончил детскую художественную школу. Затем, по совету моих учителей, я продолжил художественное образование. В то время в СССР было только два Худграфа - в Москве и в Одессе. Поскольку я родился и вырос на Украине, то поступил в Одесский педагогический институт на отделение художественной графики.
Уже 20 лет прошло с тех пор, как я приехал сюда из Украины на реставрацию Толгского монастыря, да так и остался в этих краях - женился, стал служить в Никольском храме. До этого я работал как монументалист: расписывал в Семибратово свод духовного центра «Возрождение», делал фрески на фасаде храма села Рахманово (Переславского района).
В перерывах между монументальными работами мне всегда хотелось заниматься станковой живописью. Я заметил, что когда оставляю художественное творчество, то болею, ощущаю себя каким-то ущербным, а когда пишу – чувствую оживление и радость. Видимо, сказывается то, о чем повествуется в притче о талантах.
Когда народ собрался, отец Петр обратился ко всем присутствующим:
- Это – моя первая выставка. Инициаторами ее проведения явились настоятель и староста Косьмо-Дамианского храма - священник Александр Парфенов и Татьяна Николаевна Кожевникова, которая приезжала на празднование столетия Никольского храма, где я служу. К этому юбилею я устроил в школе села Ново-Никольское выставку репродукций своих произведений. Татьяна Николаевна заинтересовалась этими работами и предложила организовать в Ростове выставку их оригиналов.
Директор Социального Центра, Альбина Николаевна Чувагина, узнав о планах организовать мою выставку, предложила порадовать подопечных «Радуги» встречей с искусством. Я согласился.
В экспозиции представлены графические и живописные произведения, а также иконопись. Это - только часть моих работ. Большинство из них находится у верующих людей в разных уголках нашей Родины и за рубежом: икона святого праведного Иосифа - у владыки Иосифа в Биробиджане, другую икону, преподобного Серафима Саровского, увезли во Францию, в православную Покровскую обитель, несколько моих икон - на Украине, есть работы в Сибири. Многие работы были подарены благотворителям нашего храма. Я благодарен им за то, что они откликнулись на мою просьбу и предоставили их на время выставки. Образ сятого. Льва Оптинского был подарен нашему благотворителю, Льву Валентиновичу Чекалову, к его 35-летию. Ростовская икона «Умиление» была подарена благодетельнице храма, Вере Бородиной, которая живет в Ярославле. Распятие является собственностью духовного центра «Возрождение», и мне было очень приятно узнать, что дети-сироты перед едой молятся перед этим Распятием. Для меня - большая честь хоть чем-то утешить обездоленных детей.
Здесь представлен графический цикл Страстей Господних, исполненный в технике процарапывания по воску, которая имитирует гравюру. Эти работы являются иллюстрациями к моим стихам, посвященным страданиям Спасителя.
Образ священномученика Геннадия, репрессированного в 1937 году, был написан для одного раба Божия, который носит имя этого новомученика. Священномученик Геннадий был настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери в городе Ярославле и был расстрелян большевиками 5 июля, накануне храмового престольного праздника. Меня очень тронула эта история. Поэтому я написал эту икону.
Я считаю, что иконопись – это проповедь в красках, и вместе с литургической и проповеднической деятельностью она составляет полноту моего священнического служения. Расписанная мной плащаница используется в богослужениях нашего храма от Пасхи до Вознесения.
Но, будучи священником, я часто обращаюсь и к светской живописи. Пишу то, что меня окружает, что волнует. Вдохновение навевают русские северные пейзажи. Прежде всего – виды моего села Ново-Никольское и храма, где я служу, а также виды Ростова и Борисоглеба. Не всегда есть возможность работать на пленэре, и я иногда использую такой прием: беру фотографию и пишу изображенный на ней пейзаж в соответствии со своим видением и настроением.
В экспозиции представлены и портреты: Валерия Петровича Корсакова из поселка Семибратово, который также в свое время помогал нашему храму, портреты моей жены и младшей дочери, автопортрет. Есть и натюрморты. В «Ракушке» выразилась моя ностальгия по Черному морю, по Одессе.
Вся выставка представляет мои творческие поиски. Я надеюсь, что вы, посмотрев, подскажете, что у меня удачнее получилось, и я учту это в своей будущей творческой деятельности. Спасибо.
Директор социального центра «Радуга», Альбина Николаевна Чувагина, рассказала:
- Наш Комплексный центр социального обслуживания населения «Радуга» обслуживает пожилых людей на дому по всему муниципальному району, поэтому о нем знают многие. А те, кто еще в силе и может вести активный образ жизни, пожалуйста, приходите в наш центр. У нас есть отделение дневного пребывания, где люди занимаются вышиванием, рисованием, слушают лекции. Мы приглашаем сюда с лекциями работников библиотеки, к нам приходит отец Александр Парфёнов, приходят врачи, и мы освещаем здесь все темы, которые интересны. Мы будем рады видеть вас, милости просим!
Но выставка такого масштаба и значения, как эта, у нас проводится впервые. Хочу поблагодарить Вас, отец Петр, и пожелать Вам дальнейших творческих успехов.
Валерий Петрович Корсаков, приехавший из Семибратово на открытие выставки, сказал:
- Я нисколько не хочу обижать отца Сергия, ныне служащего в Семибратове, но для многих семибратовцев отец Петр – свой, любимый, дорогой человек, почти родственник.
Петр Васильевич провел огромную работу по реконструкции Никольского храма. Я, будучи инженером, просто удивляюсь, как можно было выполнить такие масштабные и сложные работы. И теперь, когда смотришь на этот храм, на его красивую архитектуру, то и глаз радуется, и душа поет.
Я хочу от имени сотрудников нашего института НИИГАЗ поблагодарить организаторов этой выставки. Это первая выставка, но я надеюсь, что не последняя. В этой экспозиции есть две работы, которые Петр Васильевич подарил нашей семье, и они тоже были переданы нам со стихотворным сопровождением, отпечатанным его рукой. И на будущее хочу пожелать, чтобы подо всеми этими замечательными пейзажами и портретами Вы помещали свои стихотворные сопровождения. Может быть это не принято у художников, но картины вместе со стихами как-то совсем по-иному и смотрятся, и слушаются, воспринимаются более глубоко и полно. Призываю Вас не стесняться и напечатать свои стихи. Они удивительно хорошие, лирические. Думаю, что такая добрая душа, как у Петра Васильевича, должна быть открыта для всех.
Спасибо Вам за ваши работы, за огромное удовольствие, которое Вы нам доставили.
- У нас здесь присутствует Валерий Николаевич Сергеев, мирового масштаба искусствовед, исследователь иконописи и эксперт по древнерусскому искусству, писатель (автор книги Андрей Рублев из серии ЖЗЛ). Попросим его рассказать о своих впечатлениях от этой выставки:
- Первое впечатление - очень теплое. Все написано с большой любовью, скромно. И вместе со стихами и обликом отца Петра все очень цельно. Мне очень приглянулся зимний пейзаж. Я с некоторой завистью подумал: «Сидит человек в деревне, выпало какое-то время от службы, и вот, красота Божьего мира – непосредственно рядом, не изгаженная ни шумом, ни грязью.
Бросается в глаза летний пейзаж «Задворки»- крестьянские избы. Лето, ветер. Это что-то теплое и живое. Я хотел бы подхватить одну мысль отца Александра о том, что был такой священник и художник, Всесвятский, которого считают одним из отцов финифти. Были еще в Ростове священники-художники. Известен поп Тимофей, который в 1481 году в соавторстве с великим русским художником Дионисием делал иконостас в главном храме нашего государства – в Московском кремле. Потом появился еще один тоже, почему-то, поп Тимофей, который написал известную икону Казанской Божией Матери. Она была известна и чтилась как чудотворная, а сейчас хранится здесь, в Ростовском музее.
Для чего я это вспоминаю? Вообще в Древней Руси, когда у нас процветало искусство иконописания, очень мало было приходских священников и художников в одном лице. Монахи были. И это, видимо, не случайно, потому, что монахи особенно не заботятся о быте, жизнь отлажена. А приходскому священнику надо и служить, и быт не всегда устроен, и семья требует забот. Но как показывают работы отца Петра, совмещать это хотя и сложно, но возможно.
Может быть, в его работах нет какой-то особой технической изощренности, благодаря которой сейчас выживают многие художники, если зарабатывают искусством. Работы отца Петра – это голос души. Он пишет потому, что не может не писать, потому, что это его сущность и профессиональная потребность.
Традиция сопровождать изображения или картины стихами очень древняя. Она зародилась еще в иконе. На иконах мы видим изображенное Слово. Более того, иногда поэтический текст просто воплощался на иконе, когда в руках у святого мы можем прочитать страницу книги.
Так что это традиция, которую надо развивать и поддерживать. Большое спасибо.
Валерий Николаевич сказал, что мало было белых (женатых) священников и художников в одном лице, так как на священниках лежат многочисленные обязанности. И действительно, мы видим хотя бы на примере нашего отца Александра, каково совмещать обязанности и служебные, и педагогические, и семейные (обязанности многодетного отца), и хозяйственные (по ремонту храма). Раз в случае отца Петра стало возможным заниматься художеством, я думаю, что в этом большая заслуга его супруги, матушки Елены, которая помогла освободить батюшке время для творчества, взяв какие-то дополнительные нагрузки на свои хрупкие плечи.
К отцу Петру подошла женщина. Я попросила ее представиться.
- Я Нина Пушкина, прихожанка Ново-Никольского храма. Мы выражаем свою благодарность, восхищение и гордость от того, что у нас такой батюшка. Спасибо большое за все!
- Еще хочется добавить. В том, что здесь осуществилось, присутствует новый уникальный опыт сотрудничества двух приходов. Все мы в большей или меньшей степени страдаем от разрозненности. Русские люди за советский период разучились любить друг друга, помогать друг другу, сотрудничать.
Каждый приход является не только оплотом спасения, но и школой взаимной заботы и любви к ближнему. Нас в Косьма-Дамианском храме объединяет не только причастная чаша, но мы еще поддерживаем друг друга: навещаем больных, стараемся помочь в трудностях. Даже в быту какие-то неподъемные хозяйственные дела решаем сообща. То есть мы стараемся жить такой сверх-семьей. И Ново-Никольский приход – тоже своя семья. И вот, представляете, мы - две семьи - начинаем узнавать друг друга, участвовать в престольных праздниках друг друга, начинаем потихонечку объединяться. Так, из отдельных островков снова возрождается единство нашего народа.
Т.Н. КОЖЕВНИКОВА.
Оставьте комментарий!