- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
Исторические хроники ростовских монастырей XIX столетия
последние годы своего просвещенного царствования императрица Екатерина II распорядилась о заведении во всех российских монастырях особых книг «для записок о случающихся достопамятностях исторических, служить могущих к продолжению Российской истории». Синодальный указ, содержащий требование государыни, был опубликован в марте 1792 года.
Следствием этого явилось появление на свет особой разновидности исторических источников, которую можно обозначить как поздние монастырские хроники. Их хронологические рамки, как правило, ограничены второй половиной XVIII – началом XX столетий.
До наших дней дошли книги исторических записок пяти ростовских монастырей: Спасо-Яковлевского, Авраамиевского, Петровского, Борисоглебского и Троице-Сергиева Варницкого.
Епархиальное начальство осуществляло контроль за ведением книг исторических записок. Известны архиерейские указы, в которых достаточно подробно излагался взгляд того или иного владыки на правила составления монастырских хроник. Одно из подобных распоряжений, датированное 30 мая 1814 года, исходило от ярославского архиепископа Антония. Владыка предписал прислать ему копии с книг исторических записок, а там, где оных еще не имеется, приказал немедленно завести, кроме того, изложил свои требования к их внешнему виду и содержанию. Так, книги следовало заполнять «чистым и четким, сколь можно, письмом», используя черновики, для того, чтобы избежать исправлений в чистовом экземпляре. Следовало фиксировать события, «достойные замечания», излагая их «подробно, без дальней заботливости о красноречии, ясно, с означением года и месяца». В качестве образца и примера для подражания архиерей предлагал использовать старинные летописи. В целях лучшей сохранности книги исторических записок предписывалось хранить в монастырских ризницах под личным контролем настоятелей.
Записи в книгах исторических записок имели четкую разбивку по годам: обозначался год, а затем перечислялись события, случившиеся в течение этого года.
Судя по способу изложения материала, книги исторических записок – это нечто среднее между летописью, календарем и дневником. Их очень интересно читать.
Наряду с широко известными фактами общероссийской истории, монастырские хроники содержат уникальные сведения, имеющие отношение к местной истории.
Периодически в монастырских хрониках отмечались более или менее значимые государственные постановления. Во время ведения Россией военных действий в книгу, порой, заносились сведения о военных победах.
Иногда в этих книгах встречаются известия, связанные с церковной историей, в частности, данные о заменах архиереев в различных епархиях, в первую очередь – в своей, Ярославской.
В целом, содержащиеся в книгах исторических записок сведения общего характера порой любопытны, но, как правило, общеизвестны.
Иное дело – раздел местной истории. Именно здесь и начинается самое интересное. Главное достоинство книг исторических записок заключается в том, что они хранят в себе обширный и разносторонний материал, связанный с историей конкретной местности. Прежде всего, это ценнейший источник для изучения истории существования той обители, в которой они составлялись. И еще одно немаловажное замечание. То обстоятельство, что записи о местных событиях занесены в хроники рукой современника, а возможно даже свидетеля или участника этих происшествий, придает данным свидетельствам особый живой аромат.
Итак, какие же сведения по локальной истории можно почерпнуть из монастырских книг исторических записок? Тематически эти свидетельства делятся на монастырские, епархиальные и городские.
Основное внимание уделено фиксации разнообразных событий, связанных с жизнью определенного монастыря, таких как смена настоятелей и изменения в составе братства, сооружение новых и ремонт старых монастырских построек, учет вкладов и пожертвований, посещение монастыря почетными гостями.
Многое можно узнать о монастырских насельниках, а именно: об определении и переводе, награждении и производстве в епископы, увольнении и кончине настоятелей, а также о пострижении в монашество, определении на должностные посты, переводе и смерти рядовых членов братии.
Практически за каждый год в монастырских хрониках встречаются упоминания о производстве более или менее значительных строительно-ремонтных работ.
Здесь же перечислены значительные денежные пожертвования или дорогие вещественные вклады, названы имена наиболее щедрых жертвователей.
Монастырские книги исторических записок содержат интересные сведения относительно событий, имеющих отношение к епархиальной истории, в частности, в них отмечались факты посещений духовными владыками Ростова, время и места отправляемых ими богослужений.
Из событий, имеющих непосредственное отношение к жизни города, в монастырских хрониках упоминались лишь важнейшие, такие как сведения о посещении Ростова членами царской фамилии. Также достаточно часто встречаются заметки о знаменитой Ростовской ярмарке.
В качестве особого раздела этих книг следует выделить заметки о погоде и, напрямую связанных с ней, сенокосом и урожаем. К примеру, 1807 год имел в здешних широтах следующие особенности: «весна была до 8-го числа майя холодная, с дождями и снегом, лето сухое, хлебоурожай скудный и уборка онаго самая неудобная, ибо осень ненастливая и везде грязь была непроходимая, погода теплая продолжалась до 1-го числа декабря и земля была открыта».
Время от времени в хрониках встречаются сообщения о стихийных бедствиях – ураганах, сильных грозах, наводнениях. При их описании порой приводятся интересные подробности. Так, 18 мая 1811 года «была пресильная буря от запада к юго-востоку, которою в селе Лев снесло о некоторых строений кровли, вогнало в озеро стадо скота, в селе Ворже сшибло с церкви две главы и в селе Никольском с дому помещика Ашанина сорвало кровлю, выбило окна и всю мебель в покоях пораняло, люди, случившиеся под сею бурею, падали на землю».
Нередко в книгах встречаются упоминания о пожарах, вспыхивавших в Ростове или ближайшей округе. Например, ночью 31 мая 1825 года в городе случился пожар, от которого сгорело до 40 домов на Воздвиженской улице, а под 1826 годом читаем: «лето нынешнее было жаркое и чрезвычайно грозное, в июле не было одного почти дня, в которой бы не случилось пожара и иногда двух или трех вдруг от молнии».
Итак, содержание монастырских хроник во многом имеет важное историческое значение, в то же время особенности стиля данных источников придают процессу их чтения не только познавательный, но и увлекательный характер. Мы предлагаем читателям самим убедиться в этом. В этом выпуске и в последующих будут публиковаться выдержки из книг исторических записок ростовских монастырей и храмов, а начнем – со Спасо-Яковлевской Димитриевой обители.
А.Е. ВИДЕНЕЕВА, к.и.н., н.с. музея «Ростовский кремль».
Оставьте комментарий!