- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
КОГДА В ПОЛЕ ЕСТЬ ВОИН
Метки: Красново | Спасо-Яковлевский-Димитриев монастырь
Просмотров: 5247
Подписаться на комментарии по RSS
тца Игнатия, иеромонаха Спасо-Яковлевского монастыря, знает добрая половина жителей Ростова. Он вхож и в школы, и в отдел социальной помощи, и к ученым мужам. За его открытость и простоту многие относятся к нему с любовью и признательностью, но людей иного духа он раздражает.
Высокого роста и богатырского сложения, трудолюбивый, скромный, искренний и даже в чем-то наивный человек, отец Игнатий почти совершенно лишен гордости, которая разъедает души большинства из нас.
Помимо служения в монастыре, отец Игнатий занимается с детьми и молодежью. В детском полевом лагере «Русь», который он организовал по благословению архиепископа Ростовского и Ярославского Кирилла, и которым руководит уже не первый год. Дети не только отдыхают, учат молитвы, русские песни и танцы, но и привыкают к созидательному труду. Так, летом 2007 года был расчищен от бурьяна и облагорожен источник между селом Красново и деревней Хаурово, выстроена деревянная купальня. Благодаря хлопотам отца Игнатия и помощи директора и сотрудников ГМЗ «Ростовский Кремль» удалось добиться, чтобы администрация признала источник с прилегающей к нему территорией достопримечательным местом.
В следующем, 2008-м, году, когда лагерь собрал участников не только из Ростова и Ярославля, но даже из Москвы и Санкт-Петербурга, была поставлена красивая деревянная ограда. Она теперь ограничивает подъезд автотранспорта к источнику.
Восстанавливается и духовная значимость источника: отец Игнатий за лето крестил в его водах одиннадцать человек, а зимой, в ночь под праздник Богоявления (Крещения), там собрались на водосвятный молебен сотни людей. Для местных молодоженов стало традицией после ЗАГСа посещать Святой источник. В конце концов, люди поверили, что все это делалось для них, для их блага, а поначалу приходилось преодолевать непонимание, недоверие и даже нелепое подозрение, что «церковники хотят захватить источник».
Еще одно великое дело, за которое отец Игнатий принялся вместе с подростками, – это возрождение Богоявленского храма в селе Красново. Половину здания по сей день занимает Дом культуры, который, безусловно, необходим для полноценной жизни села. Администрация готова отдать Дому культуры здание бывшей столовой, но для его ремонта требуется минимум 400 тысяч рублей - сумма, для села неподъемная. Поэтому некоторое время Дому культуры, который самовольно «подселили на чужой площади», и храму, долгие годы кротко «терпевшему непрошеного гостя», придется еще какое-то время «пожить в коммуналке».
Спасо-Яковлевский монастырь неоднократно присылал рабочих для помощи в восстановлении храма. Доски и брусья жертвовали сотрудники Красновской пилорамы – настоящие православные люди, отзывчивые и бескорыстные. Если они и в дальнейшем продолжат помогать пиломатериалами, то вскоре в храме будут настилать полы и доделают крышу.
Один из участников лагеря «Русь», ученик 10 класса Православной Варницкой гимназии Егор Михайленко, написал серьезный, на 43-х страницах, труд о Богоявленском храме. Привожу выдержки из этой краеведческой работы:
«Богоявленская церковь с теплыми приделами во имя святых Максима Исповедника и Иоанна Богослова в селе Красново была построена на деньги помещицы этого села, ростовской купчихи, Глафиры Кузьминичны Плешановой. Строительство велось с 1866 г. по 1870 г. По другим источникам, деньги на постройку были выделены самарским купцом, уроженцем села Красново, Иваном Михайловичем Плешановым, а Г.К.Плешанова руководила строительными работами, сменив скончавшегося во время строительства Ивана Ивановича Хранилова (первого реставратора Ростовского кремля).
И.М. Плешанов позаботился о содержании храма, церковного причта и церковно-приходской школы: он внес для этих целей в различные банки 20000 р. Позаботился он и о жителях села, для которых был положен капитал в размере 42000 р. Эти вклады оставались неприкосновенными, а проценты от них разделялись между церковью, школой и жителями села. Автором типового проекта, по которому был построен храм, является талантливый архитектор того времени – Константин Андреевич Тон, самыми известными работами которого стали храм Христа Спасителя, Большой кремлевский дворец и Оружейная палата в Москве.
Храм в Красново был полностью построен из красного кирпича с белым каменным цоколем по периметру. Все декоративные элементы оштукатурены и побелены. Основной престол во имя Богоявления Господня был освящен Архиепископом Ярославским и Ростовским Нилом в ноябре 1870 года. О времени освящения теплых приделов нам доподлинно ничего неизвестно. С момента освящения храма и начинается духовная жизнь села Красново.
Состав причта в церкви был следующим: священник, дьякон и псаломщик. В 1871 году на средства госпожи Плешановой при храме была устроена земская сельская школа, ею и обеспечиваемая. Одним из ее учителей был настоятель храма, священник Александр Каменский.
С 1870 по 1899 год он обучал детей Закону Божьему, и за свои труды в деле народного образования был награжден серебряной медалью. Также при храме находилась библиотека, которая располагалась в здании школы. Она была доступна для всех жителей села.
В комплекс, помимо вышеперечисленных зданий, входили дома священника и дьякона, а позже был построен дом псаломщика. Церковной общине принадлежала также баня и два сарая. Завершала церковный комплекс кованая ограда искусной работы.
В Красново существовало несколько памятных дней, в которые совершались крестные ходы. Они проводились 1 июня, 20 июля и 22 октября.
В период с 1900 по 1910 гг. храм был украшен росписями. Причем, храм был расписан не полностью, а по клеймам. На северной и южной стене клейма располагались в два яруса: 3 прямоугольных клейма, изображающих земную жизнь Иисуса Христа, а на месте центрального клейма на южной стене располагалась храмовая икона. Второй ряд клейм представлял 3 овальных изо бражения святых. На западной стене расположены 2 клейма: «Явление ангела пророку Илье» и «Проповедь Иоанна Крестителя». В алтаре располагались ростовые изображения святых. В храме было много утвари.
В 1909 году правящий архиерей, архиепископ Ионафан, приезжал в село и посещал церковь.
До 1914 года в храме шла размеренная церковная жизнь: новорожденных крестили, новобрачных венчали, умерших отпевали. Жители села посещали Богоявленский храм, дети ходили в церковно-приходскую школу, их родители посещали библиотеку и душеполезные беседы, проводимые священниками.
Но в 1914 году началась первая Мировая война. По примеру других церквей, Богоявленская церковь собирала деньги на нужды фронта. А в 1918 году, вследствие декрета об аннулировании процентных бумаг, проценты с причтового капитала в размере 20 050 р. перестали перечисляться. Прекращается и содержание самого храмового комплекса. В 1929 г. Богоявленский храм был закрыт. Вскоре колокольня над трапезной была разобрана, а также за ложена дверь из трапезной части в четверик. В трапезной части разместился Красновский сельский ДК, где он существует до сих пор, а четверик храма был оборудован под склад зерна».
В 2008 году четверик и алтарь были переданы Ярославской епархии, и летом того же года в основном силами руководителя и участников лагеря началось возрождение Богоявленского храма.
Еще не восстановленный до конца храм уже зажил полноценной жизнью: летом там ежедневно проходили службы, на которых дети сами пели в церковном хоре. В июне отец Игнатий крестил группу детей села, а в течение августа отпел троих преставившихся местных жителей.
Дети работали по восстановлению церкви с желанием и энтузиазмом, без всякого давления со стороны отца Игнатия. Их вдохновляло то, что они помогали восстанавливать не какой-нибудь обычный дом, а храм. Подростки вырубили заросли кустарника и деревьев, закрывавшие вид храма с дороги, убрали мусор. Побелили наличники окон, покрасили дверь и решетки. Девочки проявляли настоящий героизм в расчистке стен: работали, хотя и со страховкой, но на достаточно большой высоте. А сам отец Игнатий воспитание детей основывает не на принципе «делай, как я сказал», а на принципе «делай, как я». Он не вел нравоучительных бесед, а просто сам работал на большой высоте без страховки, таскал тяжелые деревья - и детям тоже хотелось проявить себя, показать свою удаль и ловкость.
Только так, - возрождая святыни своими руками, включая в работу и ум, и сердце, - дети могут приобщиться к родной культуре, к православной духовности, по-настоящему полюбить свой край. А пример детей бессловесно укоряет взрослых за равнодушие, пробуждает совесть, желание подняться над обыденностью и посмотреть на небо. Можно надеяться, что скоро весь строй жизни в селе Красново начнет постепенно меняться.
Татьяна Кожевников, фото из архива отца Игнатия.
Комментариев: 1
Отличный материал! Побольше бы таких примеров.