Ростов-Великий. Возрождение

 

Крестные ходы Спасо-Яковлевского монастыря в день памяти святителя Димитрия Ростовского 28 октября 1909 г.

В 1909 году Русская Православная Церковь широко и торжественно отметила знаменательную годовщину – 200-летие со дня преставления святителя Димитрия Ростовского – первого Российского чудотворца нового времени. Центром проведения празднества стал Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, явившийся местом последнего упокоения святителя и долгие годы хранивший его чудотворные мощи.

Главными вдохновителями, организаторами и созидателями юбилейных торжеств явились представители духовенства, в первую очередь – глава Ярославской епархии архиепископ Тихон и настоятель Спасо-Яковлевского монастыря викарный епископ Иосиф. Живейшую поддержку и деятельное участие, как в подготовке, так и в проведении праздничных мероприятий проявили светские круги: люди, облеченные властью, административные служащие, члены различных общественных организаций, частные лица. Особенно важно, что непосредственными участниками празднования стали широкие слои населения. Представители всех сословий, от блестящей столичной знати до крестьян окрестных селений, прибыли в Димитриевы дни в Ростов поклониться святыне и почтить память святителя.

Украшением празднования стали два крестных хода, совершившиеся 28 октября. Первым из них было многолюдное шествие из Успенского собора в Спасо-Яковлевский монастырь. Этот крестный ход, собравший огромное множество народа и названный «небывалым по своей грандиозности, чинности, и церковной красоте», надолго остался в памяти всех его участников. Порядок его проведения был подробно описан в издании «Димитриевы дни в Ростове Великом», опубликованном в 1909 г., откуда мы и заимствуем небольшой отрывок:

«Соборная литургия кончилась в исходе 9-го часа, к этому времени прибыли духовенство и хоругви из всех приходских церквей города (их 22) с духовенством, собрались для участия в общем крестном ходе учащиеся всех учебных заведений, войско, военная музыка, масса народа. ...

Начался он около 9 часов. Процессия двигалась в таком порядке: впереди всех с своими преподавателями учащиеся, по четыре в ряд, приходских начальных училищ, городского училища, духовнаго Димитриевскаго, мужской и женской гимназий, а далее уже золотая полоса духовенства, руководимая городским благочинным протоиереем В.М. Ивановским. Впереди – тот самый слюдяной фонарь, который был несен и при погребении св. Димитрия и который сохранился доселе. Затем два псаломщика с запрестольными иконами, все псаломщики города и воспитанники семинарии в стихарях по два в ряд, также диаконы и священники местные и приезжие, начиная с младших, певчие в своих форменных костюмах, древне-польский покрой которых, вероятно, мало изменился со времен св. Димитрия.

Далее жертвуемыя в обитель иконы, («приклады» - шептали в народе), накануне встреченныя с вокзала, соборный образ св. Димитрия с частию св. мощей его и Тихвинская икона Божией Матери из Рождественскаго женскаго монастыря. За иконами – Высокопреосвященный Тихон в предшествии двух иподиаконов и в сопровождении двух диаконов. За ним князь Лобанов-Ростовский, потомок удельных князей ростовских, Б.В. Штюрмер, губернаторы: московский, ярославский, костромской, другие именитые гости, военное начальство, гражданские чины. Завершается все хором военной музыки, воспитанниками кадетскаго корпуса и нарядом войска местной артиллерийской бригады. Вся эта масса учащихся и духовенства окаймляется по обеим сторонам множеством (не менее 100) хоругвей, несомых хоругвеносцами в их кафтанах.

Над шествием господствуют звуки музыки, исполнявшей «Коль славен» и торжественный, гармоничный гул знаменитых ростовских колоколов, также некогда звоном своим провожавших на вечный покой Святейшаго митрополита Димитрия. Да и шествие направлялось именно тем самым путем. Сейчас оно растянулось более чем на полверсты. Особенно величественный вид имела картина крестнаго хода с городских валов. Над всеми участниками процессии высится образ св. Димитрия. Представляется, будто сам он, любвеобильный святитель, всегда живой и действующий, шествует с своею ростовскою паствой, всегда готовый разделить с нею ея радости и горе.

Природа как будто участвует в духовном веселии торжествующих. Еще накануне небо с утра прояснилось, а затем выглянуло и солнце, содействуя поддержанию светлаго, бодраго настроения собравшихся. В воздухе умерено свежо.

Массы народа сопровождают процессию, двигаясь параллельно по широким тротуарам Покровской улицы. Множество зрителей наблюдает ее из окон, с балконов домов. Немало работы и фотографическим аппаратам. Понадобилось почти час времени, чтобы крестному ходу пройти двухверстное разстояние, отделяющее собор от обители, где тем временем служащие уже облачились и прочтением часов приготовились к служению литургии.

Около 10 часов трезвон с колокольни монастыря возвещает о приближении крестнаго хода. Владыка митрополит с собором сослужащих епископов и прочаго духовенства направляется к восточным воротам (под колокольней) на встречу процессии. Учащиеся, по входе в эти ворота, идут налево и всею своею тысячною массою целиком занимают отведенный для них Иаковлевский храм. Духовенство, участвовавшее в крестном ходе, следует за ними и разоблачается в алтаре этого храма. Хоругви остаются около храмов на монастырском дворе. По встрече крестнаго хода начинается литургия в Зачатиевском и Шереметевском храмах».

Главным событием празднования 28 октября стала литургия в Димитриевском соборе. Совершали ее московский митрополит Владимир, нижегородский архиепископ Назарий и яковлевский настоятель епископ Иосиф, при сослужении четырех архимандритов и трех протоиереев. Служба сопровождалась пением двух хоров - архиерейского и монастырского.

Вторым крестным ходом – столь же великолепным и многолюдным как и утренний, стало шествие с мощами святителя Димитрия вокруг монастыря, начавшемся по окончании литургии, ровно в полдень. Порядок монастырской процессии был разработан епископом Иосифом таким образом, что при начале крестного хода и на трех его остановках, которые устраивались рядом с монастырскими вратами (Водяными, Святыми и северными) служился молебен святителю.

Гроб святителя Димитрия на руках был вынесен из храма и установлен на специальные носилки с высоким балдахином, которые подняли и понесли 12 человек. Шествие направилось мимо Зачатьевскаго храма к Водяным воротам, затем, по берегу озера, вдоль монастырской ограды. При движении крестного хода, там, где это позволяла ширина дороги, допускалось прохождение людей под мощами святителя. По словам современника, «трудно точно сказать, сколько подходило народу, но металлических юбилейных образков, раздававшихся от Братства Св. Димитрия около гроба в крестном ходу, разошлось до 4000».

Обогнув восточную часть монастыря, торжественная процессия через северные ворота вновь вступила в обитель. Крестный ход миновал Димитриевский храм, и здесь шествие разделилось. Городское священство через Святые врата под колокольней направилось к выходу из монастыря для возвращения в Успенский собор. Святые мощи ростовского чудотворца в сопровождении высшего духовенства были внесены в храм Зачатия св. Анны и установлены в юго-западном углу, на том самом месте, где святитель Димитрий пожелал «вселиться в век века».

По признанию современника, «церковно-богослужебное празднование 200-летия преставления Святого митрополита Ростовскаго оставило яркий след в душе его свидетелей и участников». А таких было великое множество, поскольку в тот памятный день людьми были заполнены не только монастырские храмы и вся обитель, но и значительное пространство вокруг нее.

А. ВИДЕНЕЕВА, к.и.н., науч. сотр. музея «Ростовский кремль».

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)