Ростов-Великий. Возрождение

 

Личность предстоятеля

Рубрика: №8
Просмотров: 2187
Подписаться на комментарии по RSS

Вечером 27 января 2009 года 16 ударов 30-тонного Большого Царского колокола храма Христа Спасителя возвестили о том, что избрание 16-го Патриарха Русской Православной Церкви состоялось. За него проголосовало более 70% участников Собора. Кто он, новоизбранный Патриарх?

«Глубоко уверен, что будущее человеческой цивилизации - в наших руках», - сказал он, будучи еще митрополитом Калининградским и Смоленским, в интервью для телевизионной передачи «Без галстука». 

Владыка Кирилл  говорил о том, что цивилизацию может погубить только грех, только зло. Зло всегда динамично. Если зло развивается в человеческом обществе, оно будет остановлено только разрушением этого общества. Если зла будет больше чем добра,  человечество перестанет быть жизнеспособным.

Поэтому духовные вопросы – не периферийные, они неразрывно связаны  с политикой, с экономикой, с социальной жизнью и с геополитикой.

«Я – гражданин России, и все, что происходит в стране, мне не безразлично. Цивилизация развивается только тогда, когда нация пассионарна. Пассионарий – это человек, готовый пожертвовать собой, пойти на подвиг. А для этого нужны  истинные

ценности. За удвоение ВВП люди в атаку не пойдут, а за Родину, за близких – пойдут, за веру – пойдут.

Необходимо возрождать утраченные в обществе высокие идеалы: в семье, в школе,  в СМИ».

Патриарх КириллПродолжая традиции Иоанна Златоуста, митрополит Кирилл поднимал  вопросы социальной справедливости, говоря о убительности

диспропорции между богатыми и бедными в мире в условиях истощения ресурсов планеты.

В отношении «сексуальных меньшинств» митрополит Кирилл весьма категоричен: «Гомосексуализм является грехом, также как и

прелюбодеяние. Наша Церковь выступает против гей-парадов  потому, что нельзя пропагандировать грех. С таким же успехом можно устроить парад наркоманов со шприцами. А почему бы нет?».

В отношении образования митрополит Кирилл высказывался о необходимости внесения изменений в образовательную программу средних школ, так как Церковь и школа призваны сотрудничать в деле духовного воспитания новых поколений.

На критику владыка Кирилл предлагает реагировать избирательно. Если критик – человек, душой болеющий за церковь, имеющий личный церковный опыт, такая критика помогает улучшать и оздоровлять внешнюю церковную жизнь. Если же тенденциозная критика   исходит от человека со стороны,- от ангажированных журналистов или политиков, то это взгляд очень поверхностный.

Владимир Гундяев (так в миру звали патриарха Кирилла) родился в Ленинграде в 1946 году, в семье верующего инженера и

учительницы немецкого языка.

Отец, Михаил Васильевич Гундяев, работал на военном заводе, но всегда хотел стать священником. Спустя годы он все-таки добился рукоположения. Храм, в котором стал служить отец Михаил, находился рядом с заводом, где он прежде работал инженером. Родители жили очень дружно. За все время детства и юности Владимир запомнил только одну легкую размолвку между папой и мамой. В семье царила атмосфера любви.

В раннем детстве Владимир часто «играл в священника», старался выучить службу наизусть. При этом он одевал «церковное облаченьице», которое ему сшила одна пожилая монахиня, знакомая отца.

Почти все остающиеся от расходов на питание деньги  семья тратила на книги. Владимир с детства учил с мамой немецкий язык, и делал это с удовольствием. Он любил помогать маме готовить, потому, что в кухне  у них завязывались теплые содержательные беседы. На фортепиано приходилось учиться играть не по своей воле, а по послушанию родителям. Как только он стал самостоятельным, музыкальные занятия прекратились.

В школе Владимир тяготел к точным наукам. Особенно нравилась физика. Он принципиально не вступил ни в пионерскую организа-

цию, ни в комсомол. В газете «Смена» даже появилась резкая статья, героем которой стал 7-классник  Володя, о том, как глубоко проникли религиозные предрассудки в общество.

Однажды на уроке истории Владимир отвечал у доски о Леонардо да Винчи, о его религиозных взглядах. И вдруг учительница спросила: «А ты сам веришь в Бога?». Володя посмотрел на замерший класс и понял, что наступил момент истины, когда нельзя кривить душой. «Да, верю!»,- ответил он. Учительница начала его «прорабатывать»: «В наше время космонавтики ты в Бога веришь? А, кстати, почему ты в пионеры не вступил?  Вот, до чего религиозная пропаганда доводит!». Володя ответил вопросом: «Если я вступлю в пионеры и надену красный галстук, разве я могу  в нем пойти в храм? Кривить душой я не могу».  Ребята не осудили его, даже смотрели одобрительно, а одна девочка передала записку: «Молодец, Володька! Держись!».

В 15 лет Владимир попросил у родителей разрешения уйти из дома и жить самостоятельно, с опорой на свои собственные силы. Он поступил работать в геологическую экспедицию, где зарабатывал на хлеб насущный один рубль в день. Живя в бедности, Владимир, тем не менее, окончил вечернюю школу. Встал вопрос: куда дальше пойти учиться? Думал поступить в Университет, чтобы изучить физику, а после этого получить  духовное образование. Влиял пример отца – инженера и священника.

Пошел за советом к Ленинградскому митрополиту Никодиму, который подсказал ему сразу поступать в Духовную семинарию: «Физиков много, а священников не хватает». Это были 60-е годы, когда советская власть старалась сформировать образ священника, как «отсталого темного элемента», пытаясь не допускать к служению в Церкви людей с высшим образованием. Если бы Володя окончил университет, ему было бы запрещено служить священником.

Владимир последовал совету митрополита Никодима и сразу поступил в Ленинградскую Духовную семинарию, а окончив ее, - в Ленинградскую Духовную Академию. В 1969 году, еще будучи студентом Академии, Владимир принял монашеский постриг, и был наречен в честь святого равноапостольного Кирилла, просветителя славян.

Он хотел стать приходским священником, как отец, никогда не помышляя о карьере. Но в 28 лет архимандрита Кирилла назначили ректором Духовной Академии северной столицы. Он стал самым молодым ректором за всю историю этого учебного заведения.       

Через 10 лет с Академией пришлось расстаться. Случилось это в 1984 году после того, как на заседании Комиссии по подготовке празднования 1000-летия крещения Руси он сформулировал свои мысли о том, как следует отметить эту великую дату. Публично говорить, что думаешь, считалось неосторожным.

Это не понравилось властям. Тогдашний председатель Комиссии (а теперешний лжепатриарх Украины Филарет) после заседания подошел к нему и сказал: «Я всегда считал Вас человеком умным, но теперь понял, что это не так».  Вскоре архимандрита Кирилла  сняли с должности ректора и перевели в Смоленск.

В Смоленске месил резиновыми сапогами грязь русского Нечерноземья. Там он соприкоснулся с реальной жизнью, - ходил по бездорожью между умирающими деревнями и разрушающимися храмами. Именно тогда он понял, что Православная церковь не исчерпывается благополучными приходами Москвы и Петербурга.

Трудно перечислить все должности и заслуги митрополита Кирилла: в течение 20 лет он был председателем Отдела внешних церковных связей, постоянным членом Священного Синода. При нем в зарубежных странах появилось множество новых приходов Русской Православной Церкви, и к настоящему времени  в его ведении находилось 242 прихода в 42 странах мира. В 1993 году он стал инициатором создания Всемирного Русского Народного Собора, исполняя обязанности заместителя его главы; участвовал в подготовке законов Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания, в комиссии по литературе и искусству. Доктор богословия, почетный и действительный член ряда академий, автор более 600 публикаций, докладов и книг, он был удостоен многих отечественных и зарубежных наград. И при этом он всегда оставался простым и человечным. Будущий Патриарх увлекался непривычными для церковного иерарха видами спорта: водными и горными лыжами, автогонками. При этом предпочитал не профессиональный, а любительский спорт. Иногда он мечтал выспаться, уйти на недельку в отпуск, порыбачить.

Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, отводя свою кандидатуру в пользу владыки Кирилла, сказал:

«Знаю его уже 20 лет, знаю его качества, его дарования, его целеустремленность  в деле служения Церкви.

Так пожелаем же новому Патриарху помощи Божией во всех его начинаниях, в деле собирания Святой Руси и всего народа Божия

Татьяна КОЖЕВНИКОВА.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)