- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
Матушка Миропия
Метки: Богоявленский Авраамиев монастырь
Просмотров: 6607
Подписаться на комментарии по RSS
аждому человеку Господь дает таланты, за которые с каждого и спросит. Все у Бога распределено: кому дано летать, кому плавать, кто водит машины, кто – журналист. И в монастыре каждому дается свое послушание. Мне досталось - строить.
Богоявленский Авраамиев монастырь - один из древнейших не только в Ростове Великом, но и на Руси.
Со времени основания в XI-XII вв. до начала ХХ в. это был мужской монастырь. Но в 1915 году на место братии, переведенной в Спасо-Яковлевский монастырь, переселили сестер из Полоцкого монастыря. На долю этой женской общины выпал последний, самый тяжелый период существования монастыря в послереволюционное лихолетье: государственный грабеж монастырского имущества, изъятие святынь, и, наконец, закрытие монастыря в 1929 году. В 1994 году, когда было учреждено Патриаршее подворье, здесь начала возрождаться церковная жизнь, но первой монастырской общиной после 75-летнего перерыва снова стала женская община. И вновь на хрупкие женские плечи легли тяжелые труды по восстановлению зданий и возрождению монастырской жизни.
Я попросила игуменью монастыря, матушку Миропию, рассказать читателям «Возрождения», как тогда все начиналось.
- В феврале исполнилось ровно пять лет, как я сюда пришла. В 2004 году сразу приступили к трудным работам – стали делать наружные сети. Хотя здесь и было, где голову приклонить, но в келиях было полно мышей. Не знали с чего начать: не было ни водопровода, ни канализации. Территория была завалена мусором.
Мы пригласили из дорожного управления большие трактора и зимой сдвинули, сгребли в одно место весь мусор - все очистили. Зимой же сделали и всю планировку, потому что здесь место сырое, летом топко, трактор может утонуть. Весной, когда растаяло, все было чисто, и кое-какие границы обозначились.
После этого стали устанавливать высокий железный забор, потому что на территории монастыря (недалеко от того места, где когда-то стоял языческий идол, сокрушенный преподобным Авраамием), постоянно проходили пьяные оргии. Их устраивали люди без определенного места жительства и рыбаки. Водка, крики, танцы, матерная брань! Мы к этим людям старались найти подход: не гнали их, а терпеливо объясняли, ласково уговаривали. Грубостью ничего не добьешься - зло порождает только зло. Ведь они такие же люди, как и мы, только не просвещенные, потому что жили в советское время, были неправильно воспитаны, не слышали Слово Божие. И люди поняли, перестали там собираться. Они даже потом прощения просили.
В храме зимой вода замерзала, во время службы изо рта шел пар. А в монастыре самое первое и главное – это регулярные богослужения. Поэтому мы всегда начинаем с храма: приводим его в порядок, делаем хорошее отопление, чтобы людям было тепло, чтобы они здесь молились, чтобы в наш монастырь стремились.
- Матушка, вы сказали: «Всегда начинаем с храма». То есть, вы восстанавливали и другие монастыри?
- Первым моим монастырем была Толга. Это был 1988 год. Мне достался самый трудный начальный этап восстановления монастыря.
Помню, сердце мое тогда возрадовалось: Господь оказал мне такое доверие!
Я не боялась ответственности, потому что за плечами был большой опыт творческой работы. По светской специальности я была конструктором, занималась разработкой технических проектов.
Толгский монастырь пришлось восстанавливать почти без помощи архитекторов. Приходилось принимать массу ответственных решений. Со строителями я всегда нахожу общий язык, мне с ними интересно. Мы вместе преодолеваем все сложности. А уж если становится очень трудно, я иду в офисы к инженерам-строителям - они всегда помогут.
После Толги был Некоуз, потом Углич, где пришлось полностью восстанавливать Успенский собор. Так что Авраамиев монастырь в Ростове Великом - это мой четвертый «объект».
- Когда приходишь в ваш монастырь, все время видишь положительные изменения. Удивительно, что такой огромный монастырь поднимается из руин стараниями небольшой горстки женщин.
- Когда я стала монахиней, то думала, что основную часть времени буду молиться. Но оказалось, что на мою долю выпало строить. Господь, видимо, Сам призвал меня восстанавливать храмы - Сам и помогает. Ведь я уже немощная, у меня большой возраст, порой даже хожу с трудом. Поэтому это не я строю, а Господь. Конечно, кирпичи кладут строители. А мне приходится изыскивать средства, стройматериалы и продумывать, как сделать, чтобы все было красиво, удобно, чтобы людям было хорошо здесь жить и молиться. Мы с сестрами, конечно, много трудимся, но то, что монастырь поднимается, это, прежде всего, милость Божия.
Мы сейчас благоукрашаем Свято-Никольский надвратный храм: доделываем иконостас, подготовили раку для мощей преподобного Авраамия, оборудуем колокольню. У нас ежедневные службы, два священника. В первую очередь восстанавливаем церковь, все остальное – потом. Без Церкви спастись невозможно.
- В ростовских храмах не так много народа, как хотелось бы. Что нужно сделать, чтобы больше людей приходило на службы?
- Чтобы было много народа, священник должен быть не только образованным, но и по-настоящему верующим, иметь призвание ко спасению людей. Что такое «поп»? Поп – это сокращенное «пастух овец православных». Если пастырь по-настоящему верующий, умеет подобрать для каждого нужное слово, может привести любого человека к покаянию, то вокруг такого пастыря всегда будут собираться люди. Я знаю нескольких пастырей, у которых, где бы они ни служили, всегда много народа. Вот такие пастыри сейчас нужны.
В монастыре священник с игуменьей должны быть в согласии, поддерживать друг друга, тогда будет очень хороший монастырь, и многие люди спасутся. Это как в семье: если отец с матерью в ладу, то и детям хорошо.
- Матушка, к вам приходят сестры разного возраста, по-разному воспитанные, у каждой – свой характер. Приходится ли вам быть для них воспитательницей?
- Главная воспитательница – это Церковь, было бы только стремление образовываться.
Я могу только что-то подсказать, а человек может прислушиваться или нет.
Помню, в молодости я весь толстый молитвослов от руки переписала, много дней трудилась, потому что не было книг. А сейчас есть все условия для спасения души, было бы желание.
Игуменья должна тех, кто тянется к монастырю, принять, обогреть, помочь сестрам устроиться. Всех сестер надо накормить, одеть, обеспечить тепло, уют, создать им все условия. Надо заботиться о них и любить, как своих детей, чтобы они тянулись к игуменье, как к матери. Отсюда и название: мать игуменья. Если она не воспринимает сестер, как своих детей, какая же она тогда мать?
Сейчас, правда, в монастырь приходит много людей «слишком грамотных», подпорченных гордостью. Таким труднее приобрести необходимое для монастыря послушание. Но если сестра стремится, старается, то через год-два она исправляется и остается в монастыре.
Конечно, основную духовную работу с каждой сестрой ведет священник, но игуменья тоже может помочь: ободрить, успокоить сестру, чтобы та не унывала, поделиться своим опытом. Бывают случаи, когда сестра не все может открыть пастырю, и в этом случае тоже необходим женский совет матушки.
Хорошо, если пастырь постоянно живет при монастыре, в котором служит. Тогда он знает всех сестер, видит все недостатки, судит обо всем не поверхностно, а глубоко. То есть тогда он является настоящим духовником, который многим может помочь спастись.
- Матушка, а каково основное назначение монастырей?
- Монастыри – это такие небольшие островки в этом мире, где люди могут освободиться от своих греховных вредных привычек, от страстей, где каждый человек может найти спасение души. А спасти свою душу – это главная цель каждого человека на земле. Монастырь – земное небо, школа послушания. Послушание – самое главное, оно выше поста и молитвы. Если человек слушается, он обязательно спасется. Игуменья тоже не сама себя назвала игуменьей, она трудится в монастыре по послушанию.
Если игуменья старается, то все будет хорошо – и сестры в монастыре будут, и службы регулярные будут, и все будут довольны.
- Сколько у вас в монастыре сестер?
- Пока 18 сестер. Они во всем мне помогают. В монастыре не было водителя, так одна сестра пошла учиться в автошколу - теперь везде меня возит.
А поездок много: надо обеспечивать рабочих стройматериалами, ездить по разным благодетелям, просить помощи у людей, которые благоговеют к Церкви. Другая сестра дежурит в храме, третья работает на кухне, четвертая печет просфоры, пятая шьет, другие заняты по хозяйству.
- Я слышала, что у вас большое подсобное хозяйство. Так ли это?
- Чтобы хлеб насущный был, надо работать. У нас и огороды есть, и сад, и курочки, и коровки. Милость Божия, что нашлась сестра, которая любит коров. Пока не было человека, который бы ухаживал за коровами, доил их, мы делали это по очереди. Мне и самой тоже приходилось этим заниматься, хотя у меня много других дел.
- Вы и коров доили?
- Приходилось, потому что без молока и молочных изделий в монастыре голодно. Мне очень легко в монастыре, потому что я с детства ходила в храм, а так как до 10 лет жила в районном центре, то была приучена ко всему, к любой работе.
Если есть вера и любовь к труду, то в монастыре очень легко и радостно жить. Будешь трудиться - не будет ни скуки, ни уныния. А не будешь трудиться, то станет тяжело, потому, что от безделья появляются плохие мысли.
Конечно, для такого хозяйства 18 сестер – это маловато. Многие из нас уже пожилые, слабые, больные. Не хватает сил. Надо, как минимум, человек 30.
- А молодежь не приходит помогать? Ведь это было бы полезно и им, и монастырю.
- Один раз школьницы приходили, но с ними было очень трудно. Современные дети требовательны, а работать не умеют. Претензий - много, дела - мало. Наше поколение не приучило детей к труду на земле. Поэтому и страна страдает из-за того, что все хотят только себя показать, ищут, где полегче, а работать не любят. Вся молодежь куда-то стремится уехать. Поэтому все поля заброшены, запущены, везде все заросло.
Как-то солдаты из воинской части помогли нам в огороде. Но, к сожалению, у нас не получилось отвезти их назад в часть, к тому же пошел дождь. И больше они к нам не пришли. Это наше упущение.
- Матушка, город чем-нибудь монастырю помогает?
- Нет, не помогает.
На территории монастыря, кроме Свято-Никольского, находятся еще два храма: Богоявленский собор, построенный по повелению и на средства Ивана Грозного, и Введенская церковь, построенная Ростовским митрополитом Ионой Сысоевичем.
Во Введенской церкви долгие годы был вытрезвитель. Там было столько грязи, столько мусора! За 5 лет никто не предложил свою помощь. Хоть бы раз устроили субботник, как в советское время, помогли бы убрать мусор.
Вскоре после того, как монастырь передали нашей женской монашеской общине, ветром снесло крышу с Введенского храма. Ветры здесь дуют с озера очень сильные. Утром встаю – а крыша на земле. Чтобы не рухнул свод, необходимо было срочно покрыть крышу. Но где взять средства? Ростов тогда еще был город бедный, и многие равнодушно относились к православным нуждам. Я пришла в администрацию и даже не успела ни одного слова сказать, как на меня сразу же накричали: «Вот, вы тут все ходите, просите! У нас ничего нет!». Я ушла, и с тех пор у меня пропало желание обращаться к администрации. Может быть, теперь что-то изменилось, но раньше очень грубо разговаривали. Они не понимали, что мы занимаемся восстановлением не для себя, а для людей. Наш монастырь - достояние не только церкви, но и всего города.
В дверь позвонил столяр Александр, помощник матушки Миропии. На улице ее ждала машина с дверями и стройматериалами для нового красивого двухэтажного корпуса, в котором будут келии и мастерские: керамическая, швейная и вышивальная. Мы попрощались.
Пообщавшись с волевой целеустремленной матушкой, я подумала, что в монастырь идут только сильные духом люди, которые любят Бога и хотят помочь другим людям, своему городу, стране; которые верят, что человек – существо бессмертное, и сознательно готовят свою душу к вечности.
Беседовала Татьяна КОЖЕВНИКОВА.
Оставьте комментарий!