- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
НАШ ХРАМ
Метки: Косьмо-Дамианский храм
Просмотров: 4929
Подписаться на комментарии по RSS
сякая душа проходит свое ученье в каком-то определенном месте. Для верующих православных людей, проживающих в восточной части города Ростова Великого, такой школой стал храм святых целителей бессребреников Косьмы и Дамиана, расположенный по адресу: Перовский пер., 10-А.
Наш храм основан в глубокой древности. Сначала он был деревянным. Кирпичное здание начали строить по благословению святителя Арсения Мацеевича. Средства на постройку жертвовали все прихожане, кто и сколько мог: купцы – больше, бедные – меньше. Храм строился 15 лет. Первым в 1769 году был освящен придел в честь святых Косьмы и Дамиана Римских. Затем освятили главный престол высокого летнего храма в честь Пресвятой Богородицы Одигитрии. В 1777 году строительство было завершено.
В первой четверти ХХ века при храме существовало общество трезвости, в которое входило более ста человек.
Почитая святых Косьму и Дамиана как покровителей брака, ростовцы любили венчаться в нашем богато украшенном храме.
После революции власти постановили закрыть храм, но прихожане отстаивали его целый год, используя право обжалования. В 1926 году храм был закрыт, после чего древние иконы были отобраны в музейные хранилища, колокола сброшены с колокольни, а все остальное разворовано или уничтожено. Здание варварски, без единого ремонта, использовалось не по назначению: пионерский клуб, мастерская, пункт приема стеклотары. Одно из красивейших зданий города, в которое вложили свои средства, талант и любовь многие поколения, несколько десятилетий простояло без крыши, разрушаясь под снегом и дождем.
Руины храма были переданы верующим в 1996 году. В 2004 году был образован наш приход во главе с настоятелем иереем Александром Парфеновым. Восстановление храма отнимает массу времени, но отец Александр старается не забыть про людей: в любое время причащает и соборует болящих на дому, иногда служит Божественную литургию для инвалидов в ростовском социальном центре «Радуга».
В продолжение традиции общества трезвости в храме регулярно проводятся молебны перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» в надежде, что многие мужчины, да и некоторые женщины смогут побороть пагубную страсть.
В двунадесятые праздники, а иногда и по воскресеньям в зимнем храме становится тесно, поэтому открытие для богослужения летнего храма стало насущно необходимо. Господь, слыша наши молитвы и видя наши усилия, помогает нам, даруя силы и терпение, а иногда направляя к нам помощников.
Рискуя утомить читателей, все-таки перечислю основную часть работ, которые были проведены у нас за последние два года, чтобы стало понятно, сколько всего нужно сделать, чтобы храм смог зажить полноценной жизнью:
1. были спилены вековые тополя, закрывавшие вид храма с улицы, а их огромные стволы распилены и расколоты на дрова;
3. к храму был проведен водопровод и канализация;
4. отремонтировано несколько старинных киотов с резьбой, в том числе для новой иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
6. на колокольню водружены колокола, сделана подсветка колокольни;
7. приобретено огромное количество негашеной извести, кирпич; произведена вычинка стен (то есть, крошащиеся кирпичи заменены целыми), стены храма и колокольня снаружи обмазаны и побелены;
8. покрыта оцинкованным железом крыша зимнего храма, установлены защитные козырьки над кирпичными наличниками;
9. изготовлены и вставлены арочные оконные рамы на двух ярусах летнего храма;
10. огорожено рамами и дверями пространство под колокольней;
11. проложена новая электропроводка;
12. заново выложен из кирпича проем царских врат летнего храма;
13. внутри летнего храма восстановлены утраченные фрагменты кирпичной кладки стен, стены оштукатурены и побелены в три слоя;
15. зимний храм заново отремонтирован, побелен изнутри;
17. оформлены документы на прилегающий к храму земельный участок.
Во многих приходах восстановление храмов происходит по стандартной схеме: поиск спонсоров и приглашение наемных рабочих. Милость Божия проявилась в том, что в нашем храме все работы удалось осуществить минимальными средствами, в основном собранными постоянными прихожанами, многие из которых - престарелые пенсионеры и инвалиды, хотя изредка помогали и более состоятельные благодетели.
Наш батюшка примечает, у кого какие склонности и способности, и, при желании самого человека, приглашает его помочь. Иногда, за особые заслуги, людям торжественно вручаются небольшие памятные подарки. Получить такой знак внимания от всего прихода бывает необыкновенно приятно и почетно.
Все, что удалось сделать, было сделано стараниями настоятеля, его добровольных помощников и всех верующих людей, любящих этот храм. Бывшая учительница, Галина Васильевна Романова, много потрудилась по сбору средств для храма. Зоя Ивановна Корнакова сама помогала средствами. Она технолог по питанию, и делится своим опытом при приготовлении трапез. Юрист Маргарита Сергеевна Новикова помогала в оформлении земли. Мой сын, Никита Кожевников, инвалид второй группы, чинит прихожанам несложные бытовые электроприборы.
По воскресным дням и двунадесятым праздникам в любую погоду приходят в наш храм люди, чей возраст перевалил за 80, а в отдельных случаях и за 90 лет. Даже добраться до храма в таком возрасте – настоящий подвиг. Старейшие прихожане нашего храма делятся с нами, более молодыми, своим жизненным опытом, дают полезные советы.
Чтобы храм жил, люди приносят все, что могут: иконы, полотенца, ткани, ковровые дорожки, даже швейную машинку, электропилу и пылесос. Ольга Степановна Зубова и многие другие помогают своим трудом: пропалывают сорняки на газоне перед храмом, сажают цветы. Ольга снабжает приход вкусными яблоками со своего дачного участка.
Опасные высотные работы на колокольне храма производил наш православный альпинист, Андрей Даценко.
Ремонтные работы продолжаются и по сей день. В них участвуют не только рабочие, но и женщины, и даже инвалиды. Так Роман, передвигающийся с помощью костылей, героически покрасил пол солеи и решетки на нескольких окнах. Еще он – прекрасный чтец. Мы все молимся о его здоровье.
В ближайшее время в летнем храме нам предстоит: сделать пол; сделать клирос, изготовить и поставить дверь, ведущую в чердачное помещение, приобрести церковную утварь. Снаружи предстоит завершить ремонт колокольни; заказать новые колокола, чтобы их звон был гармоничным. Также стоит окружить храм новым забором - кирпичными столбами и коваными решетками.
Верная помощница батюшки - его супруга, матушка Ирина. Она переехала с ним 15 лет назад из Москвы в Ростов и поселилась в доме-сторожке подле полуразрушенного Авраамиева монастыря. У отца Александра и матушки Ирины четверо сыновей: Андроник, Савва, Авраамий и Александр. Сейчас матушка трудится экскурсоводом в Спасо-Яковлевском монастыре, а когда позволяет время, поет в церковном хоре Косьмо-Дамианского храма.
Большинство икон у нас - современные, напечатанные на бумаге, но, находясь в святом храме, они отвечают на искренние молитвы верующих, изливая благодатную помощь. У прихожан несколько особо почитаемых икон: святых бессребреников и чудотворцев Косьмы и Дамиана Римских (их память совершается 14 июля), двенадцати святых целителей. А иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (18 мая) и Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских (19 декабря и 22 мая) почитаются в храме чудотворными: люди в благодарность за помощь приносят золотые и серебряные кольца, цепочки и украшают ими иконы.
Первый человек, с которым общаются пришедшие в храм люди – это Ольга Карловна Ванаг. Она трудится за церковным ящиком и умеет со спокойствием и добротой ответить на многие вопросы, подсказать людям все необходимое. Ей помогает родная сестра, Валентина Карловна. «Ванаг» по-латышски означает «сокол».
Перед исповедью батюшка старается настроить людей серьезным образом. Он призывает нас чаще причащаться, ценить причастие, как высший дар.
В алтаре батюшке помогает бодрый духом и отзывчивый Евгений Юрьевич Мелехин.
Апостол по очереди читают Дмитрий Дмитриевич Вороновский и Людмила Максимовна Иващенко. Дмитрий - художник, творчески одаренный во многих областях человек, интересный рассказчик. Читает он по-библейски величаво и торжественно, от старания даже приподнимается на носках.
У нашей хрупкой интеллигентной Людмилы тяжелое заболевание крови. Приход буквально спас ее от смерти. Когда врачи в больнице уже ничего хорошего не обещали, батюшка вместе с постоянной прихожанкой и помощницей нашего храма, Валентиной Петровной Луговых, поехали по деревням искать доноров с такой же, как у Людмилы, редкой группой крови. С Божией помощью нашли 23 донора, упросили их приехать в больницу. Но только у 10 из них были нужные параметры крови, и они подошли в качестве доноров во время сложной операции. Все за Людмилу молились, и она стала медленно поправляться. Сейчас она регулярно поет на клиросе нашего храма и читает приятным голосом. Часто причащается. Врачи удивляются, что она с таким заболеванием продолжает жить деятельно, а верующие – не удивляются.
Хор Косьмо-Дамианского храма поет знаменным распевом. Управляет им матушка Татьяна Пахтунова. Богослужение в нашем храме воспринимается ясно и понятно, а спокойный характер исполнения создает возвышенное молитвенное настроение.
Отец Александр и наша просфорница, монахиня Евфросиния, ни свет, ни заря открывают храм, возжигают лампады и готовятся к богослужению. В холодном сыром ростовском климате печь в храме приходится топить почти весь год, кроме летних месяцев, чтобы люди во время Божественной литургии не мерзли. Часто отец Александр собственноручно колет дрова, приносит их в храм и растапливает печь. Газ в Перовский переулок до сих пор не провели, и неизвестно, сколько еще придется ждать. Мать Евфросиния распаковывает пакеты со свежевыпеченными просфорами - крупными, мягкими и удивительно вкусными.
Печение просфор требует благоговения, трудолюбия и постоянства, и мать Евфросиния обладает всеми этими качествами.
Мне есть с чем сравнивать, и могу с уверенностью сказать, что таких просфор я нигде больше не вкушала – ни в Москве, ни в Ростове. Всем нравятся эти просфоры, и мы чувствуем, что они испечены с молитвой ко Господу и с любовью ко всем нам. После причастия они кажутся чем-то неземным, манной небесной.
Новые прихожане часто говорят: «В этом храме каждое слово во время службы понятно, а еще у вас все как-то по-домашнему…»
И действительно, с окончанием службы наше общение сразу не заканчивается. Многие люди знают друг друга, дружат. Сплочению прихода содействует настоятель, он после литургии поздравляет тех, у кого День ангела, кратко рассказывает людям о трудовых и прочих заслугах именинников.
После службы все желающие остаются помогать: женщины убирают храм - протирают подсвечники, моют пол, а мужчины носят дрова, воду. После этого людей созывает на трапезу звук рынды - корабельного колокола, подаренного храму капитаном, Владимиром Алексеевичем Гавриловым. Он приехал в Ростов из Баку, где ходил по Каспию на разных судах, доставляя грузы и людей. А сейчас взошел на самый надежный непотопляемый корабль, помогающий людям преодолеть житейское море, - пришел в православный храм. Здесь часто требуются его умелые руки, и Владимир охотно помогает.
При храме понемногу действует неформальное общество взаимопомощи «ПОМОЩЬ!».
Во время трапез мы обсуждаем насущные проблемы прихода, порой идут богословские споры, мы обмениваемся новостями - идет непосредственное человеческое общение. Трапезы – это второе трудное послушание, которое исполняет матушка Евфросиния, радующая нас вкусной пищей, но самое главное - дивным духом монашеской молитвы и любви.
Вера без любви, без добрых дел вырождается в обрядовость и безжизненное знание, неспособное объединять людей. Слава Богу, что есть такие непотопляемые корабли спасения как наш храм, помогающие людям преодолеть житейское море!
Т.Н. КОЖЕВНИКОВА.
Комментариев: 1
Здравствуйте!
Я знаю,что мой прадед был последним священником после революции этого храма' Василий Давыдовский. Больше я ничего о нем не знаю. Если в церкви есть о нем сведения напишите мне. Огромное спасибо.
Мария Давыдовская