Ростов-Великий. Возрождение

 

Наследие святителя

Наступил 2009 год. Это юбилейный год святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Узнать об этом мы можем как из официальных сообщений «Ростовского вестника», так и из епархиальной хроники. Например, владыка Кирилл, архиепископ Ярославский и Ростовский, объявил, что в октябре, к юбилейному празднику ожидается приезд Святейшего Патриарха. Это прибавит и дел, и забот наместнику Спасо-Яковлевского-Димитриева монастыря отцу Серафиму и его братии, хотя и так уже немало сделано, о чем неоднократно писали. Тем более что не так давно праздновалось 250-летие обретения мощей святителя, и тогда в 2007 году в обители, а также в Украине, на родине святого, прошли праздничные мероприятия.

Тогда я стал счастливым паломником в те места, где родился и вырос святитель Димитрий. Это величественный и неповторимый Киев; это Макаров, скромный и чистенький райцентр Киевской области. На главной улице этого посёлка городского типа 11 декабря 2007 года был открыт памятник святителю. Присутствуя в числе гостей, я внимательно слушал официальные речи. Это было нелегко, так как все они, кроме выступления нашего мэра Н.Г. Соколовой, произносились на украинском языке. Несмотря на это, понять большинство выступлений, в общем-то, было можно. Мне показалось, что ораторы думали, наверное, на русском языке и только на ходу заворачивали свои мысли в украинские одежды.

памятник святителю Димитрию в Ростове-на -ДонуПоразило меня другое. Выступления украинских государственных чиновников, в отличие от российских, звучали совсем не по-светски. Слова «вера», «Бог», «святость» и им подобные произносились обильно и часто, чего обычно в России не дождёшься. Такие речи взбодрили и утешили под декабрьским дождём. Особенно врезались в память слова женщины, губернатора Киевской области, о том, что «молодое поколение должно черпать нравственные уроки из творений святителя Димитрия».

«Да, действительно, хорошо бы так, благолепно, – подумалось мне, но тут же созрел назойливый вопрос: «А где же это молодые киевляне услышат труды святителя? Неужели на Украине они лучше известны, чем у нас?» Когда спустя полтора часа закончился пышный официоз, я заглянул на книжные полки кабинетов Макаровского самоуправления: «Есть у вас творения святителя Димитрия?» К счастью, книги нашлись. Это был двенадцатитомник «Житий святых, изложенных по руководству святителя Димитрия, митрополита Ростовского». Молодцы макаровцы! Эти тома мне хорошо известны, у самого когда-то была полная подборка. Вот только, напечатаны они по-русски. Возникла неуверенность: сможет ли кто-нибудь по этим книгам преподать нравственные уроки украинской молодёжи? Ведь, в конце концов, русский язык там запрещён для преподавания! Впрочем, запутанная языковая ситуация в этой стране требует отдельной беседы.

Возвращаясь к теме святителя Димитрия, проблему я вижу в том, что мы живой образ святителя превращаем в памятник. Отливая его в бронзе, готовясь отмечать один юбилей за другим, мы, на самом деле, не знаем написанных им трудов, откуда собираемся черпать нравственные уроки. Это касается всех: и в Украине, и в России. Поэтому мы решили представить на суд читателей «Возрождения» избранные произведения из его обширного литературно-богословского наследия. Читая и перечитывая его наследие, мы получим огромную пользу и поближе познакомимся с замечательным святым человеком, которого Бог послал на Ростовскую землю.

Всякий раз, когда я собираюсь произнести в своём храме проповедь и не нахожу нужных слов, я обращаюсь к святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому. Конечно, я, как ростовский священник, мог бы явиться в Яковлевский монастырь и обратиться к святителю напрямую, ведь здесь почивают его святые мощи. Пожалуй, я так и делаю, – но очень редко, когда мне случается бывать в этой обители. Чаще всего я обращаюсь к нему дома, вернее к его трудам. У меня на книжной полке много-много разнообразной краеведческой литературы, а вот среди богословских книг только трёхтомник творений святителя. Достаю нужный том, листаю. В книгах собраны проповеди, причём именно по той тематике, по которой приходится говорить мне. Это не только поучения на большие христианские праздники, но, что очень важно, проповеди на все воскресные дни года. Каждое воскресенье я прихожу в церковь, каждое воскресенье здесь собираются верные прихожане, и каждое же воскресенье читаются разные отрывки из Евангелия. Эти отрывки можно прочитать, но лучше попробовать истолковать их, разъяснить народу. Чтобы получилось хорошо, поучительно и запомнилось, надо открыть такое же поучение святителя Димитрия, сказанное лет триста тому назад по поводу точно такого же евангельского отрывка. Надо предупредить, что непосредственно читать, и даже пересказывать поучения святителя невозможно – они слишком длинны для нашего нетерпеливого и больного века. Можно взять некоторые примеры, яркие образы, и уже этого будет достаточно. Публикуемое сегодня поучение, наверное, одно из самых коротких и поэтому помещается здесь целиком.

Оно посвящено евангелию (отрывку) о Закхее. Этот отрывок, по-славянски «зачало», предвосхищает собой приближение Великого поста, как бы его первый звоночек. С другой стороны евангелие о Закхее читается при очень распространённом обряде освящения дома. Итак, оно на слуху у верующего человека, из года в год внимательно выслушивающего евангельские чтения. Надо сказать, что святитель Димитрий нашёл в нём новый неожиданный смысл. Напомним вкратце содержание евангельского рассказа. Один богач по имени Закхей залез на дерево, чтобы увидеть Иисуса в толпе, потому что был мал ростом. Господь сказал ему, что сегодня Он посетит дом Закхея. Профессия этого человека не пользовалась уважением народа. Он был мытарь, то есть сборщик налогов. Когда Господь всё же пришёл в его дом, он громко раскаялся со словами: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо!» (Лук.19:8).

В общих чертах, публикуемая ниже проповедь святителя Димитрия на тему евангелия о Закхее имеет социальное звучание. В ней святитель не только обличает экономические пороки своего времени: взяточничество, жадность и зависть (которые мучают и нас), но, естественно, показывает решение, которое, правда, давно известно. Известно, потому что каждый год накануне поста перечитывается в Православной церкви. Решением социальной несправедливости становится мужественный поступок Закхея, когда он нашёл в себе силы поделиться своим имуществом с людьми. Он решил строго рассчитаться с самим собой и вернуть тем, кого обидел, гораздо больше чем взял. От встречи с Господом сердце Закхея смягчилось, и нам, как советует святитель Димитрий, надо искать Господа, искать в храме, искать посреди нуждающихся людей.

Наблюдая нашу экономическую жизнь, надо сказать, что святитель Димитрий весьма современен. Говоря как будто бы для нас (и на самом деле так!), он становится нам ближе. Во-первых, как почивающий в родном для нас Яковлевском монастыре, а во-вторых, как говорящий вещи, нам понятные и необходимые. Будем с таким расположением читать его слово, обращённое непосредственно нам. Мы все любим добрые советы, и это слово – одно из них. Когда мы решимся прочитать поучение святителя Димитрия, то сперва боимся, что что-то будет для нас непонятно. Чтобы всё получилось, надо шепотом прочитать молитву:

«Святителю отче Димитрие, моли Бога о нас»!

Священник Александр ПАРФЁНОВ.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)