Ростов-Великий. Возрождение

 

Размышления накануне великого поста

Рубрика: На пути спасения -> №11
Просмотров: 2099
Подписаться на комментарии по RSS
«Если человек не дойдёт до того, чтобы делать то, что он делает от любви к Богу и от любви к сочеловеку - своему ближнему, то он растрачивает свои силы зря. Если он постится и имеет гордый помысл о том, что совершает что-то важное, то весь его пост идет насмарку. Потом такой человек становится похож на дырявый бак, в котором ничего не держится. Попробуй, налей в дырявый бак воды - потихоньку вся она утечёт».
Паисий Святогорец
Всякое действие имеет смысл только в том случае, если человек видит цель, понимает сущность того, что он делает. В очередной раз, готовясь к Великому посту, мы надеемся, что именно теперь мы проведем его, как положено – будем ограничивать себя в еде, будем избегать развлечений, перестанем веселиться и смеяться, будем совершать дела милосердия и в конце поста получим от Бога заслуженную награду. Так думал и я, пока однажды по Божьему промыслу мне не пришлось задуматься о том, что же такое на самом деле пост, в чем его цель, что он значит лично для меня.

Нужно ли во время поста ограничивать себя в пище, развлечениях, различных удовольствиях? Да, нужно. Но зачем? Пост и сопряженные с ним ограничения помогают понять, что мы собой представляем и на каком месте в нашем сердце находится Христос, о любви к Которому так много нами говорится. Легко «любить» Христа, ничем не жертвуя. Но давайте попробуем отказаться на некоторое время от своей излюбленной многолетней привычки (у каждого это может быть что-то свое: у кого-то – телевизор, у другого - любимое блюдо, у третьего - сигарета и т.д.), и мы увидим, ЧТО или КТО находится в центре нашей жизни.

Один батюшка как-то рассказывал: «Приходит ко мне постом пожилая женщина и жалуется:

- У меня плохое здоровье, можно я буду есть молочное и мясное?

Я ей отвечаю:

- Можно, только тогда не смотрите по телевизору «Санта-Барбару» (дело было как раз в то время, когда крутили сплошные сериалы, и миллионы людей буквально жили у «волшебных ящиков»), ведь вы ее смотрите?

На это женщина тут же, без раздумий ответила:

- Лучше я не буду есть колбасу, а буду смотреть «Санту».

Для каждого существует своя «Санта» и чтобы понять, что она собой представляет, необходимы ограничения в дурных привычках, сопряженных с миром. С помощью поста мы можем увидеть себя реальными, т.е. такими, какие мы есть на самом деле, и обратиться к Богу со смиреной просьбой о помощи.

На протяжении многих лет я не замечал еще одного, пожалуй, самого главного момента Великого поста: нас ограничивают в богослужении, полная литургия совершается только в субботу и Воскресение. Понять, что это значит, помог мне один священник-миссионер, рассказав случай из своей практики. Однажды Великим постом его пригласили на День рождения к другу, человеку хорошему, но, к сожалению, не воцерковленному. Чтобы не обидеть именинника и проявить любовь, он пошел, а надо сказать, что День рождения отмечали в ресторане, где гремела музыка и на сцене шли танцевальные номера. Придя спустя какое-то время в Храм на службу, он рассказал об этом, и тут же был обличен и заклеймен позором. Но, каково же было удивление его «коллег», когда он поведал им о том, что именно там, среди шума и веселья, он осознал смысл того, что значит ограничение в богослужении. Он смотрел на танцующих и не видел их, он слушал музыку и не слышал ее, он ел и не чувствовал вкуса. Как он сам объяснил: «Зачем мне пища и питие, когда я лишен самого главного – общения с Богом, возможности служить литургию». Представте, что вам во время самого веселого праздника, сообщают о смерти близкого человека. Вот такое состояние было и у него.

Христа упрекали в том, что Его ученики не постятся, и Он отвечал: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься». Великопостные ограничения в службе, еде и прочем дают нам драгоценный опыт не только понимания, но и переживания и чувствования, что значит быть вдали от Бога. Господь никого не оставляет, человек сам отвращается, покидает Бога. А пост - это осознание того, насколько мы отошли от Бога.

Так что целью поста (через осознания самого себя, своей болезни, своей немощи) является смерть «старого ветхого» человека и рождение нового, обновленного человека, для будущего соединения в Пасхальной радости со Христом.

Средства же для достижения этого - сугубо индивидуальные, и желательно подбирать их, советуясь с батюшкой, который нас знает. Все мы находимся в разном положении, у каждого своя мера. Кто-то может в первую седмицу поста вообще ничего не есть, проводить все время в молитве, а другому это не под силу. Что легко отшельнику - трудно солдату. Признак неправильного поста: чрезмерное изнеможение и, как следствие, - раздражение, удручение и тоска.

Нам, современным людям, можно прислушаться к совету известного московского проповедника, протоиерея Дмитрия Смирнова, который говорит, что воздержание от телевизора – не менее, а более важно, чем воздержание от вареной колбасы, так как она приносит значительно меньше вреда нашему благочестию.

Будем поститься с разумением, не забывая о главном: о возвращении нашем домой, к Отцу Небесному. Да поможет нам в этом Господь Бог наш, Иисус Христос, и все Святые. Аминь.

Варницы, февраль 2009 г.,
ин. Савва

(использованы мысли из беседы с иереем Евгением Тремаскиным, руководителем центра реабилитации пострадавших от сект, оккультизма и наркомании, г. Москва).

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)