Ростов-Великий. Возрождение

 

Поучение святителя Димитрия Ростовского НА ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Рубрика: Торжества и даты -> №12
Просмотров: 1576
Подписаться на комментарии по RSS

Рассмотрим же здесь вкратце, что путь к вечной славе и чести не иной какой-либо, как только через многие страдания, ибо и самому Начальнику жизни нашей Христу подобало совершить его через страдания.

Вознесем наш ум хоть на малое время к небу, отложим все житейское попечение и будем смотреть через Откровение святого Иоанна Богослова. Вот мы слышим, что делается там. Слышу я какую-то молву там, как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных (Откр. 19,7), как будто глас Ангелов многих вокруг Престола и животных, старцев, и число их тысяча тысяч. Что же молвят? Они повелевают всякому созданию на небе, на земле, под землей и в море, чтобы они все готовили приветствие и рабское поклонение некоему царственному лицу, сидящему на Престоле Божием.

Посмотрим же и мы, кто воцарился на Престоле Божием?

Я подумал было, что получил царство лев, как победитель: Вот, победил лев, от колена Иудина (Откр. 5,5), а побеждающему, - говорит Господь, - дам сесть на престоле Моем (Откр. 3,21), но не вижу льва на Престоле Божием. Потом я подумал, что царство принял орел, покрывший гнездо свое, который, возлюбив своих птенцов, простер свои крылья, принял и поднял их на плечи свои, но и орла я не вижу на Престоле.

Кто же это такой, который бы мог получить царскую Божественную честь и которому бы поклонялось всякое небесное и земное создание? Смотрю еще и вот я вижу воцарившегося Агнца, Агнца закланного, и слышу тысячу тысяч говорящих великим гласом: Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение (Откр. 5,12). Здесь обратим внимание, что один и тот же Христос есть и лев, и орел, и агнец. Он лев, ибо победил мир, смерть и разрушил ад; Он орел, ибо души святых, как птенцов, поднял на крыльях Своих, и вынес их из ада; агнец, ибо Он пострадал за всех. Однако же, когда он захотел воцариться, то воцарился не в виде льва или орла, но в виде закланного агнца, чтобы показать, что к венцу небесного царства и к вечной славе может быть не иной какой путь, как только путь ран, заклания и страданий.

… Ты видишь, что райские врата из жемчуга, а жемчуг означает слезы, знай же, что слезами подобает войти в рай, и нет в рай иного входа, кроме слезных жемчужин. Слезами, говорю, подобает входить в рай, а слезы происходят от сердечного сокрушения – от печали и трудов, а печаль и труды – от скорби о грехах и страдания за Бога. Вот таков путь к райской прохладе.

… Подобало бы удивиться, что Царь слав не устыдился претерпеть столь бесчестные страдания и смерть, чтобы облечься в Свою прежнюю славу. Но не удивительно то, что слава Господня явилась подобно заре в тех самых страданиях, ибо Грядущий на вольную страсть сказал: Ныне прославился Сын Человеческий (Ин. 13, 31). Если бы там кто-либо сказал: «Господи, Ты идешь на страдание и бесчестие, а говоришь, что Ты прославлен, разве после, когда-нибудь будешь прославлен?» – то это было бы неверно, ибо само страдание является и славой, как говорит об этом и один из отцов: «Славою Сына является Крест, как и для Отца славою является Сын».

Крест, смерть – вот слава Сына, ибо это корень, начало и мать Его прославления. Бесчестие порождает честь, Крест рождает славу, и славу не только для Самого Господа, но и нам, Его рабам, сынам Восточной Церкви. Его вольными страданиями прославляемся и мы, как воспевает мать наша святая Церковь: «Аще ят был еси, Христе, от беззаконных мужей, но Ты ми еси Бог, и не постыждуся; биен был еси по плещема, и не отметаюся; на Кресте пригвожден был еси, и не утаю; воскресением Твоим хвалюся, смерть бо Твоя – живот мой».

Но не только одни люди – и бесплотные Ангелы красуются и славятся Господними страданиями. Вот мы слышим Ангела, говорящего мироносицам: Вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь (Мф. 28, 5). Если бы можно было поправлять Ангела в его словах, то я сказал бы ему: «Святой Ангел, не вспоминай бесчестия распятия Господнего – ищите распятого; но лучше так я скажу тем женам: «Вы Иисуса ищете, Господа нашего, Учителя вашего, а вместе и Творца нашего, и Владыку, и Царя славы». Однако же Ангел и ныне, при Воскресении, упоминает вместо царских титулов Крест, вместо царской славы – бесчестие, и этим ясно показывает, что и сами страдания послужили Ему славой и явились предметом особенной хвалы для Ангелов.

… Вспомним здесь еще и ту древнюю басню, написанную в книгах Судей израилевых, в которой говорится как все деревья, леса, сады и виноградники, собравшись в одно общество, избрали для себя царя. Когда многие отказывались, тогда они решили избрать терние, чтобы оно царствовало над ними, и поэтому сказали тернию: «Приди и царствуй над нами». Что, если бы кто сказал деревьям: «Послушайте, деревья! Что вы делаете?! Кого выбираете?! Разве нет среди вас славных кедров, высокорослых фиников, благоплодных маслин и других замечательных и полезных деревьев? А какая вам выгода от терния, какая польза?

Евангелие никогда не похвалит этого, но скажет: Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы (Мф. 7, 16).

Но пусть не будет унижен согласный совет деревьев. Я похвалю их доброе намерение и рассуждение. Хорошо они поступили, избрав себе царем терние, ибо хотя оно и терние, однако же в своих ветвях имеет уже готовый венец себе, и в своей терновой колючести и жестокости имеет свою природную славу и украшение. По своей природе оно рождает красивые цветы. Когда же терние порастет вокруг садов и виноградников, тогда получается готовое ограждение и защита от обид, ибо через шипы его, как через острое оружие, никто не решится переступить.

Итак, царствуй, терние, над деревьями, а вы, прекрасные и высокие деревья, склоните свои верхушки перед тернием и поклонитесь ему. Придите и войдите под тень его.

Различные деревья означают различных святых. Кедр, финик, знаменует праведников: Праведник как финик, процветает (Пс. 91, 13). Благоплодная маслина означает церковных учителей, насыщающих души верующих людей духовными плодами слова Божия. Виноград означает вообще людей, живущих по Богу. Виноград Господа Саваофа – это дом Израилев. Что же означает терпение? Оно означает страдание: Я сделался страдальцем, - сказано, - когда пронзил меня терн (Пс. 31,4). Означает и мученичество, ибо бедствия подобны острым шипам, а скорби – терновым ранам.

Тот, кто терпит ради Бога, то посреди всего является как лилия в тернии и уже посреди самих страданий начинает получать начатки вечной славы, ибо как свойство терния заключается в том, чтобы производить красивые цветы, так и свойство страданий и скорбей в том, чтобы порождать славу, и как все деревья избрали себе царем терние, так и лики святых усовершили себя страданиями и венец царства небесного заслужили многими скорбями.

Высок лик апостолов, высок и лик пророков, не низок чин и учителей, преподобных, девственников, пустынников и прочих святых, однако же все они достигли своего совершенства не без страданий. Примером же для всех них явился Господь наш Иисус Христос. Он был пророк, ибо предсказывал будущее – о разорении Иерусалима и о дне Страшного Суда. Он был и апостол, ибо, будучи послан от Бога Отца, ходил с проповедью всюду. Был Он и Врач безмездный, и весь народ желал прикоснуться к Нему и исцелиться от своих недугов. Он был и постник, и пустынник, ибо возведен был Духом в пустыню и постился сорок дней. Он был и великий чудотворец, воскрешавший мертвых. Но не здесь Он утвердил венец царствия Своего, венец славы Своей. Где же? В страдании, в терновом венце, в излиянии Крови Своей: Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою (Лк. 24, 26)?

Вот вы видите, как царствует терние, как страдание порождает славу. Видите, что и для Самого Господа был не иной какой путь к вечной славе, как только в страданиях. Итак, видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус.

Но чтобы, продолжая мою беседу, не оказаться тягостным для моего слушателя, я теперь закончу ее.

Слышите, о возлюбленные, что даже и Христу Господу нашему, хотевшему войти в Свою настоящую, собственную славу, подобало так много пострадать. Что же сказать о нас? Какие труды, какие подвиги нужны нам, хотящим войти не в свою, но в чужую славу? В чужую, ибо отчуждили мы себя от нее своими грехами.

Но не хочу я в этот радостный день смутить любовь вашу печальными словами; не хочу я смущать тех, кому я желаю только радоваться о воскресшем Христе, и потому вместе с Давилом советую: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь (Пс. 117, 24).

Аминь.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)