Ростов-Великий. Возрождение

 

Поздравляем со 100-летним юбилеем!

Рубрика: Торжества и даты -> №14
Метки:
Просмотров: 5803
Подписаться на комментарии по RSS

Никольский храмВ нашем Косьмо-Дамианском храме города Ростова единственный священник, отец Александр. Подменить его некому. Поэтому, когда батюшка узнал, что ожидается празднование 100-летнего юбилея храма в селе Ново-Никольском, он направил нашу маленькую «делегацию» от храма Косьмы и Дамиана, чтобы мы поздравили настоятеля, отца Петра Винника, и всех прихожан чудесной Никольской церкви, которая ни разу не закрывалась со дня своего освящения в 1909 году. Сам отец Александр поехать не смог, чтобы не оставить в Воскресный день свою паству без Божественной литургии. Мы отправились впятером – сколько влезло в «Жигули». У нас была маленькая миссия – вручить поздравительную грамоту от нашего храма, которая гласила:

«Уважаемый отец Петр!Поздравляем Вас и всех прихожан со славной датой – 100-летием со дня освящения Вашего храма, который духовенство и верный православный народ села Ново-Никольское сумели сберечь и защитить от поругания в годы лихолетья. Желаем Вам Божией помощи во всех Ваших делах, крепкого здоровья и многая лета! Иерей Александр Парфёнов и прихожане Косьмо-Дамианского храма Ростова Великого. 17 мая 2009 года».

Село Ново-Никольское, что на реке Устье, лежит в 11 верстах (11,74 км) от Ростова Великого. Из Ростова туда нужно ехать в сторону Ярославля и в Семибратово поворачивать направо, на Никольскую дорогу. В летописи село упоминается с XII века, в связи с пребыванием в нем ростовского епископа Николая. Сын Юрия Долгорукого, князь Всеволод Юрьевич, по прозванию Большое Гнездо (даты правления 1176-1212), не принял владыку в Ростовскую епархию, вследствие чего тот вынужден был удалиться в это село, где проживал в ветхом княжеском тереме, не побывав даже ни в соборной церкви (имеется в виду Успенский собор), ни на владычном дворе. Видно, сильны были молитвы владыки Николая, коли спустя 7 веков на месте его пребывания был построен именно Никольский храм.

Перед началом службы библиотекарь и член церковной «двадцатки» Ольга Анатольевна Графова рассказала по моей просьбе об истории его создания:

Памятная надпись при входе в Никольский Храм- Строительство храма было начато в 1907-м, а освящен он был уже через два года, в 1909 году. Храм освящал будущий святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, а в то время правящий архиерей нашей епархии. Строили храм всем миром, но основной вклад внес уроженец этих мест, крестьянин, ставший впоследствии купцом, – Харлампий Иванович Бараблин, который стал строителем и старостой храма. У нашего батюшки есть его портрет, он собирает сведения о семье Бараблиных.

- А что здесь было до этого?

- На этом месте стояла небольшая часовенка, а все крестьяне нашего села ходили молиться в село Приимково, в Богородицкий храм. Собственно, наше село до открытия храма называлось просто Никольское, а после открытия стало называться Ново-Никольским, чтобы отличить от других одноименных сел. Ведь в нашей области много Никольских храмов.

- Когда все храмы использовались не по назначению или вовсе разрушались, каким чудом ваш храм не закрылся?

-Да, в те времена народ смог отстоять свой храм. А вот недавно произошло печальное событие: из храма украли чудотворную икону Казанской Божией Матери. Нам всем нанесли рану, которая до сих пор кровоточит. Эта икона за месяц до кражи стала у нас благоухать. Батюшка не советовал никому говорить, а я все-таки не удержалась, многим рассказала. Вместе с этой иконой украли еще десять икон: одна из них – финифтяная икона Николая чудотворца. Но мы еще надеемся, что наши иконы найдутся, и нам их вернут.

Началась служба, мы прекратили беседовать. Исповедующихся было так много, и исповедовали их так неспешно и внимательно, что образовалась большая очередь.

архимандрит Сильвестр, настоятель храма Андрея Стратилата в Сулости, отец Петр, настоятель Никольского храма, и отец Вадим из Авраамиева монастыряВ храме удивительный хор, в котором солируют пожилые женщины. Хотя они и не профессионалы, но поют чисто, громко, с очень большим старанием.

Служили: архимандрит Сильвестр, настоятель храма Андрея Стратилата в Сулости, отец Петр, настоятель Никольского храма, и отец Вадим из Авраамиева монастыря.

По окончании литургии о. Сильвестр, один из златоустов нашей епархии, произнес проповедь о самарянке, встретившей у источника Иисуса Христа. Он связал эту тему с современностью:

«Что для нас важнее: простая вода, которую мы пьем, или слово Божие? Сколько бы человек ни пил воду, он снова возжаждет. Та живая вода, которую дает Спаситель – неиссякаемая. Она дает силы, дает радость. Кто испил этой живой воды, тот начинает делиться ею с другими.

Каждый храм - это источник Благодати. Мы находимся в этом храме, который Господь освятил 100 лет назад и дал нам возможность черпать от этого источника Божией Благодати, черпать учение Божие и нести его своим родственникам, друзьям и всем, кто у нас есть. Причем нести не только на словах, а, главное, – нести его своими делами. Учить, ничего не делая, легко. Но вера без дел мертва. Поэтому учить надо, показывая пример своих добрых дел, а это – великий труд. Но недаром есть поговорка: глаза боятся, а руки делают. К сожалению, бывает, что у нас и глаза боятся, и руки не делают. Это потому, что у нас духовная лень. Мы и в храм часто не идем, и дел милосердия не творим, забывая о том, что мы живем на этой земле не вечно, а только тот отрезок времени, который нам с вами дал Господь.

Никольскому храму 100 лет, и уже несколько поколений сменилось с тех пор, как он был освящен. В этот храм приходили люди, которые видели другую, дореволюционную Россию, видели и Россию после революции, видели гонения, мучения и смерть людей за веру. Видели и Великую Отечественную войну, и послевоенное время.

Живо поколение, которое видело и слышало, как Никита Хрущев, выступая по телевидению, заверил: «Обещаю, что вскоре мы покажем последнего попа по телевизору!». Мы помним эти слова Хрущева. Но Церковь стоит, а Хрущева 14 октября 1964 года, то есть в светлый праздник Покрова Пресвятой Богородицы, пленум ЦК КПСС направил в отставку…

Сейчас ходит в храм поколение, которое видело начало духовного возрождения России. Храмы стали восстанавливаться, они востребованы народом, количество действующих храмов и монастырей в нашем округе растет с каждым годом.

И мы с вами сегодня, приходя в храм, чувствуем, что Господь нас не оставит. Кто бы и что бы сейчас ни говорили о кризисе, на самом деле, главный кризис – только в душах людей, главный кризис – когда мы теряем веру. Мы должны помнить, что рождены не для того, чтобы у нас были разукрашены квартиры, и всего там было полно, не для того, чтобы у каждого был особняк и машина, а для того, чтобы мы и наши дети жили честно и достойно, как положено христианину. Чтобы мы жили с верой в Бога, с надеждой на Царство небесное. И если у нас все это есть, то какой внешний кризис может нам с вами помешать?

Человеку, на самом деле, нужно очень мало. Святые отцы жили в пустыне и питались корочкой хлеба. Спасаясь, Мария Египетская много лет жила одной просфорой. Они не роптали на голод, им всего хватало. И они удостоились Царства небесного.

А сколько наших предков, которые жили до нас своими трудами и отстаивали наше Отечество, также сподобились Царства небесного! Они никогда не ставили на первое место материальное благосостояние, они в первую очередь украшали храмы. Потому что храмы для них были живительными источниками, которые текли в Жизнь вечную, текли туда, куда стремится наше сердце.

Я вас поздравляю с этим днем, с этим праздником, и желаю всем чаще приходить к этому источнику живой воды и приводить с собой других, чтобы и они могли порадоваться вместе с нами, могли бы испить из этого источника, чтобы и у них появилась надежда на Царствие Божие, где пребывают святые и многие из наших сродников, которые помнили и чтили Бога, и жили по-христиански».

Затем отец Сильвестр по поручению владыки Ярославского и Ростовского Кирилла отметил наградами тех, кто принимал наиболее активное участие в реставрации Никольского храма.

Серебряной медалью Ярославской епархии был награжден Евгений Валентинович Пластинин за успешные труды на благо святой Церкви на Ярославской земле. Отец Сильвестр показал всем медаль, на которой изображены святые князья - Феодор с сыновьями Давидом и Константином, и передал ее маме Евгения Валентиновича.

Медалями «Русская Земля» были награждены Игорь Дмитриевич Оносовский и Лев Валентинович Чекалов за труды во благо Церкви. Архиерейской грамотой награждены староста храма, Мария Васильевна Челпанова, и бухгалтер, Галина Владимировна Галкина, за благодатные труды во славу Матери Церкви на Ярославской земле.

Церковный хор пропел всем «Многая лета». После этого, отец Сильвестр обратился ко всем остальным прихожанам:

«Конечно, каждый из вас по-своему трудился для восстановления этого храма, но владыка отметил только некоторых, а всех остальных мы молитвенно поминаем на каждой литургии, не забывая ни одного из приходящих в сей храм».

Отец настоятель поблагодарил владыку Кирилла и архимандрита Сильвестра за награды и поздравил всех прихожан. Далее он сказал:

«Все христиане сейчас празднуют Воскресные дни, которые посвящены Пасхе и которые дают нам возможность почувствовать истинного Богочеловека, ибо Сам Господь в течение 40 дней являлся ученикам в своей новой воскресшей плоти. Это дает нам надежду на Жизнь вечную.

Нашему храму 100 лет. Еще недавно были с нами ровесники нашего храма. Только недавно ушла от нас Анна Корулина, которая чуть-чуть не дожила до 100 лет. Мы помним и Екатерину Романову, которой было за 90. Мы слышали их воспоминания о том, какие страшные дела творили безбожные люди, почувствовав безнаказанность. Все это миновало, настало новое время. Но как знать, может быть, и на нашу долю выпадут испытания, и каждому человеку будет предоставлена возможность проверить свою веру. Наши отцы были воспитаны в лучших традициях Православия. Они строили и оберегали этот храм для того, чтобы мы, их дети, за них не постыдились.

И мы должны заботиться об этом храме, а также о храме своей души, чтобы и нам не было стыдно за себя перед детьми, а в вечности не было стыдно перед Богом и перед нашими предками. Если мы очистим свое сердце от эгоизма и себялюбия, то в него, как в Силоамскую купель, сойдет Дух Святой. Если мы сами перестанем быть похожими на расслабленного, а будем стараться оказывать своим братьям и сестрам во Христе всякую помощь; если люди будут приходить в этот храм и чувствовать нашу молитвенную поддержку, соборность, то народ воспрянет. Тогда и храм наш будет стоять во веки веков, ибо, каков народ - таков и храм».

После службы нас вместе с остальными гостями пригласили на трапезу, во время которой начались знакомства и оживленные беседы.

- Отец Петр, расскажите, пожалуйста, о своем приходе.

Во время службы- Наши прихожане – сельские жители, постоянно в трудах. В осеннюю пору они могут убирать урожай в церковные праздники - в этом все-таки есть проблема.

- Как-то я слышала такую грубую деревенскую поговорку: «Май-июнь – на попа плюнь». Выходит, забота о хлебе насущном ставится на первое место?

- Какой бы ни был авторитет у священника, народ приращен к земле. В деревне так всегда было. Когда все население Ново-Никольского трудится на огородах, на службе бывает человек 15, не больше, и даже по большим праздникам – максимум человек 30.

- Но, тем не менее, Ваш храм ухожен…

- Конечно, есть у людей вера. Хотя народ имеет нужду много работать на огородах, и за скотиной смотреть, и в теплице работать, но обязательно кто-то из семьи – бабушка или дети, если они не на учебе, - всегда придут в храм.

- Мы увидели вокруг колокольни Вашего храма леса. Трудно ли идут ремонтные работы?

- Хотя наш Никольский храм и не пострадал, как Косьмо-Дамианский, все-таки постоянно приходится ремонтировать и восстанавливать то одно, то другое. Иногда кажется, что работа встанет: нет ни средств, ни людей. Но мы молимся, просим Бога и Николая Чудотворца о помощи, и вдруг откуда-то появляются и люди, и средства.

Отец Петр подарил каждому из нас по буклету «Никольский храм, 100 лет», из которого мы узнали новые факты из истории храма, а также о трагических подробностях послереволюционной истории села. Оказалось, что строитель и староста храма, Харлампий Бараблин, преставился вскоре после революции, и большевики, желая напрочь стереть память о «кулачестве», разорили дом Бараблиных. Во время коллективизации сельского хозяйства 21 жителя села Ново-Никольское обвинили в борьбе против Советской власти. Среди них оказались самые видные на селе люди: священник Николай Введенский, владельцы терочного завода Романовы, прапорщик царской армии, кавалер Георгиевских крестов, Александр Яичков, заводчики Рытавцевы, Осорины и другие.

Буклет красочно оформлен, с иллюстрациями, в том числе с фотографиями стенных росписей, изображающих сцены из Евангелия…

- Отец Петр, мы заметили, что в одной части Вашего храма, которая ближе к алтарю, росписи стен и потолка уже отреставрированы, а в другой – еще нет…

- Я восстанавливаю росписи и реставрирую иконы сам. Конечно, еще многое предстоит сделать.

- Так Вы не только священник, а еще и художник, и реставратор?

- Да, я закончил отделение художественной графики Одесского Государственного Педагогического института. Мои родители с Украины, - и папа, и мама. Недалеко от Днепропетровска есть город Кривой Рог. Родители мои уже умерли, но у меня там осталась сестра, племянники и другие родственники. Я иногда приезжаю туда – теперь уже не часто, но навещаю. Кстати, сейчас там образована Криворожская и Никопольская кафедра, недавно построен очень красивый Преображенский собор.

- Отец Петр, когда Вы приезжаете на Украину, Вы чувствуете, что народ там страдает от искусственного разделения с Россией?

- В духовном плане никакого разделения нет, а вот от политиков, которые делят между собой и никак не могут поделить власть, люди страдают, хотя они сами выбирали того руководителя, который, по их мнению, был наиболее достоин возглавить страну. Народ очень жалко. Но население Украины не однородно. В Западной Украине, например, выбирают таких руководителей, от которых страдают верующие православные люди.

Узнав, что отец Петр – уроженец Украины, мы уже по-особому восприняли его стихи, которые разместились на стенах коридора школы, в здании которой проходила трапеза. Вспомнилось, как трудно переносил наш суровый климат другой уроженец Малороссии – святитель Димитрий Ростовский, 300-летие со дня преставления которого мы будем отмечать в этом году.

Здесь же мы познакомились с небольшой выставкой живописных и графических работ этого разносторонне одаренного человека. Все творения отца Петра отмечены искренностью и особым Православным духом: от них веет тихой созерцательной радостью и благодарностью Творцу за все вокруг. Его графика заставляет задуматься, обращаясь к совести зрителя.

После трапезы начался контакт двух старост – меня, грешной, и старосты Никольского храма. Мы делились опытом, рассказывали друг другу о проблемах. По моему глубокому убеждению, такие межприходские контакты очень полезны. Если семьи представить кирпичиками, из которых строится здание нации, то приходы – это целые блоки, из которых вновь может быть воздвигнута крепость народа-богоносца. А межприходские контакты – это что-то вроде цемента. Тем более что многие приходы сейчас укрепляются, постепенно поднимаясь до значения общин, и им есть, чем поделиться друг с другом.

Т.Н. КОЖЕВНИКОВА,фото автора.

Комментариев: 3

  1. Хочется присоединиться к поздравлениям! Хорошая дата. И написано душевно:)

  2. 2010-02-26 в 23:19:33 | Дмитрий

    Я,Чернышев Дмитрий, вероятный праправнук Харлампия Бараблина, т.к. я правнук Константина Харлампьевича Бараблина, купца из Саранска. Яищу свои корни и хочу больше узнать о Харлампии Бараблине. Прошу прислать адреса и телефоны на мою электонную почту: DDD1957@jandex.ru

    С уважением Дмитрий Чернышев

  3. Жигалова Диана - праправнучка Константина Харлампьевича Бараблина, будем знакомы!

    artemida_zh@mail.ru

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)