Ростов-Великий. Возрождение

 

Преображенская церковь

Рубрика: Уничтоженные храмы -> Возрождение
Просмотров: 1958
Подписаться на комментарии по RSS

Вид с северо-запада на Преображенскую церковь Ростова Великого. Фото конца XIX в. ЯИАМЗ. Инв. № 3175/35Преображенская церковь находилась на северной окраине Ростова при городском кладбище в Ямской слободе что на Всполье. Согласно справочным и популярным изданиям XIX - начала XX вв., она была построена в 1799 г. тщанием ростовского купца И.М. Емельянова. Однако специальному исследованию этот храм подвергнут не был. Решение о разборке Преображенской церкви «на кирпич» относится к 1930 г. Очевидно, в ближайшие годы последовала и эта разборка. Ныне на месте церкви — небольшой пустырь.

Вид с северо-запада на Преображенскую церковь Ростова Великого. Фото конца 20-х — начала 30-х годов XX в. ГМЗРК. 21/1.Обратимся к истории данного храма. Ему предшествовала деревянная церковь, имевшая посвящение Константину и Елене. Рядом с ней, согласно самой ранней Дозорной книге Ростова 1619 г., стояла деревянная же церковь Фрола и Лавра. Очевидно, последняя являлась теплым храмом при холодном Конcтантиноеленинском. Надо полагать, и та, и другая церкви возникли много раньше начала XVII в., о чем косвенно свидетельствуют деисусные иконы второй половины XVI в., происходящие из рассматриваемой церкви.

Храмозданная грамота на строительство Преображенской церкви была выдана Арсением, архиепископом Ярославским и Ростовским 26 сентября 1790 г. В ней, в частности, говорилось, что «в городе Ростове, по прошению онаго города Леонтиевекой церкви прихожанина, ростовского Главный иконостас Преображенской церкви Ростова Великого. Фого конца 20-х - начала 30-х годов XX в. ГМЗРК. 21/2.купца Ивана Матвеева сына Емельянова и церкви царя Константина и матери его Елены священно и церковнослужителей и приходских людей, построить вместо оной царя Константиновской церкви (коя имеется деревяннаю, к тому ж и приходит в ветхость) близ оной церкви на твердом и безопасном церковной земли месте каменную, во именование Преображения Господня, с двумя пределами, первым по правую сторону Царя Константина и матери его Елены, вторым, полевую сторону, Матфея апостола, церковь».

Основная часть выплат мастерам, создававшим храм, производилась основным его заказчиком, И.М. Емельяновым. И только немногие виды упомянутых работ оплачивались за счет самой церкви. Во время создания Преображенской церкви стоявшая рядом старая деревянная церковь Константина и Елены некоторое время продолжала действовать.

Фрагмент главного иконостаса Преображенской церкви Ростова  Великого. Фото конца 20-х - начала 30-х годов XX в. ГМЗРК. 21/3.К ранней весне 1794 г. здание церкви вчерне было уже построено.

Наконец, 31 августа 1794 г. последовал указ из Ростовской духовной консистории, в котором говорилось: «Его преосвященство Арсений, архиепископ Ростовский и Ярославский, резолюцией) своей, последовавшею по доношению вашему, коим вы испрашивали позволения новопостроенныя в городе Ростове вместо пришедшей в ветхость деревянной церкви Константиновской, в новой каменной во именование Преображения Господня церкви, приделы, первой Царя Константиновской, а другой святаго апостола Матфея, освятить, ату деревянную ветхую разобрать, и лес из нея употребить на обжиг церковнаго кирпича, и вам, благочинному, показанные пределы по чиноположению церковному освятить именем Господним благословил на нововыданных двух новоосвященных святых антиминсах, ту ж старую деревянную церковь на обжиг церковнаго кирпича употребить позволить». Подчеркивалось также, что «по освящении оных в олтарях за святыми престолами поставить водружальныя святыя Животворящия Кресты».

Освящение названных приделов Царя Константина и Апостола Матфея состоялось соответственно 8 и 9 октября 1794 г.м.

Иконостас придела Константина и Елены Преображенской церкви Ростова Великого. ГМЗРК. 26/6.В 1796 г. «столбы поставлены для колоколов вешанья»'. В 1797 г. «за работы писания образа плачено денег ростовскому купцу Петру Семенову» 3 рубля 65 копеек'. В 1799 г. оплачена работа «за починку дву образов Ростовских чудотворцов и делании дву коностасов с позолотою посатскому человеку Алексею Васильеву Ставотинекому»'.

Основные работы по оформлению интерьера Преображенского храма были закончены еще в 1798 г. Тогда же с прошением к Арсению, архиепископу Ростовскому и Ярославскому, об освящении храма обратился его заказчик, купец И М. Емельянов. Указ на освящение данного храма был подписан архиепископом Арсением 26 августа 1798 г.ао Однако что-то помешало исполнить этот указ в том же году. Освятили храм лишь 6 августа 1799 г. Очевидно, целый год между августом 1798 и августом 1799 гг. ушел на устранение каких-то недостатков в оформлении храма, отмеченных церковным начальством.

Как видим, от выдачи храмозданной грамоты до окончательного освящения Преображенской церкви прошло почти девять лет. Первые четыре года этого срока ушли на строительство храма и оформление интерьеров двух его приделов, остальные пять лет - на оформление интерьера главного храма и оборудование его колокольни.

Таким образом, бытовавшая в литературе дата 1799 г. указывает лишь на время освящения главного храма, а также на время окончания оформления его интерьера, строительство же этого здания произошло не менее чем на шесть лет раньше.

Следует обратить внимание на те мотивы, которыми руководствовались заказчики храма и церковные власти при выборе посвящений его престолов. Как мы помним, предшествовавшая ему

деревянная церковь называлась Константиноеленинской. Однако главный престол сменившей ее каменной церкви получил другое посвящение - во имя Преображения Господня. Очевидно, таким решением стремились повысить статус данного престола. Действительно, теперь главный престол храма получил посвящение не одним из многих святых, а самому Иисусу Христу. Данное решение не являлось чем-то исключительным, скорее оно было типичным для второй половины XVIII в. В частности, в Ростове ряд каменных церквей, построенных в указанное время взамен деревянных, которые были посвящены тем или иным святым, получил новое посвящение своих главных престолов — преимущественно в честь икон Богоматери.

Вместе с тем старое посвящение Константину и Елене перешло к одному из приделов рассматриваемой церкви. Появился в ней и новый, ранее не существовавший придел Апостола Матфея. Следует иметь в виду, что имя Матфей (Матвей) носили отец упомянутого заказчика И.М. Емельянова и священник тогдашней Преображенской церкви Матфей Павлов. Следовательно, данный придел одновременно был посвящен патрональному святому отца заказчика храма и его настоятеля. А это, в свою очередь, позволяет предположить, что И.М. Емельянов построил Преображенскую церковь в память о своем отце.

По книге  Мепьник А.Г. "Уничтоженные храмы Ростом Великого" М. - Индрик. 2008. - 288 с.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)