Ростов-Великий. Возрождение

 

Пример святого благоверного князя Василька

Рубрика: Святые и подвижники -> №11
Просмотров: 5483
Подписаться на комментарии по RSS
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Ин. 15:13
Как часто нам, современным людям, не хватает именно такой жертвенной, всеобъемлющей любви, о которой говорит наш Спаситель. Ведь беды, которые обрушиваются на нас, наших близких, на родную землю, имеют причины, и эти причины во многом заключаются в нас самих. Мы виним в происходящем правительство, внешних врагов, соседей, молодежь, - кого угодно, забывая слова великого нашего писателя, русского «пророка» Федора Михайловича Достоевского, о том, что «русский человек без православия – дрянь, а не человек». И как только отказываемся мы от Заповедей Христовых, забываем о наших предках, об их жертвах, об их страданиях за Веру, за свое Отечество (ведь, в самом деле, они за них жизни свои полагали из поколения в поколение), тут-то и происходят беды – нашествия иноземцев, революции, разруха, кризисы.

Сейчас много говорится о кризисе. Но кризис начинается в наших умах и сердцах. Как только основой жизни и отношений между людьми становятся деньги, так обязательно наступает кризис или что-нибудь подобное. Ведь страсть к деньгам (иудин грех) уничтожает любовь, уважение к людям, а часто и самое жизнь.

Нас Господь учит любить друг друга, душу свою полагать друг за друга, а не за вкусную пищу, шубу, машину и т.п. Так что выбор за нами. Хочется надеяться, что еще не поздно. Что Господь потерпит наше неразумие, и что мы вернемся к своим истокам и, наконец, поймем, что - главное, а что - второстепенное, и в чем истинное наше предназначение: каждого в отдельности и народа в целом. Тем более что наша история дает бессчетное количество образцов жертвенности, любви и преданности Христу, даже до смерти. Нам есть, у кого учиться, о ком помнить. Ведь и Ростовская земля дала множество примеров, необходимых нам теперь, и одним из ярчайших является жизнь и подвиг Святого благоверного князя Василия Ростовского.

Пленение святого князя Василько. Миниатюра на эмали Куландина 1975 г.Святой благоверный князь Василий (Василько) Ростовский принадлежал к славному в русской истории роду суздальских Мономашичей. Его прадед – Юрий Долгорукий, дед – великий князь Всеволод III - Большое Гнездо.

Святой Василько – старший из птенцов «Большого гнезда». Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, Василько (Василий) родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжил отец. Там прошло его детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был выделен Васильку (ему было 8 лет) как удел для самостоятельного княжения.

Воинская доблесть, священный долг служения Родине, справедливость и послушание старшим – традиционные черты русского князя, защитника земли, были присущи Васильку. После смерти отца (великий князь Константин умер 2 февраля 1218 года, когда Васильку не было еще и десяти лет), наставником молодого Ростовского князя был дядя – великий князь Владимирский, святой Юрий (1238, память 4 февраля). Двадцать лет правил князь Юрий Владимирской землей, и все эти годы Василько был его ближайшим другом и соратником. В 1219 году Василько участвовал в походе владимиро-суздальских войск на Волжскую Болгарию, в 1221 году – в походе к устью Оки, где святым Юрием был заложен в тот год Нижний Новгород.

В 1223 году впервые в южных степях появились татары, «народ неведомый», вышедший из глубины Азии. Первой их жертвой стали союзные с Русью половцы. Русские князья совместно с половецкими ханами, многие из которых приняли святое Крещение, решили дать отпор степным хищникам раньше, чем они дойдут до Русской Земли. Святой Василько возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Юрием для участия в общерусском степном походе. Враг оказался сильнее, чем думали. Сказалось и вековое разделение удельных властителей, неспособных к дружным совместным действиям в масштабах большой войны.

Битва на Сити.</p>
<p>Миниатюра XVII вЭто было дурное предзнаменование: с востока надвигалась гроза. Василько со своей дружиной вернулся в Ростов.

В 1227 году (по другим данным, в 1228) Василько Константинович женился, взяв в жены Марию – дочь святого Михаила Черниговского (1246, память 20 сентября). На сестре князя Михаила уже ранее был женат дядя Василька – святой Юрий. В 1231 году у Василька родился старший сын Борис.

Над Русью сгущались тучи. 3 мая 1230 года, писал летописец, «тряслась земля в самую обедню» и были тем летом на Руси голод и мор. В 1232 году татары зимовали не далеко от границ Руси. Жизнь шла своим чередом: князь Юрий в 1236 году женил своих сыновей, Владимира и Мстислава, Василько гулял на их свадьбах. А всем им оставалось жить чуть более года – татары уже взяли соседнюю Болгарскую землю.

В 1237 году татарский смерч обрушился на Русь. В декабре под ударами Батыя пала Рязань. Князь Юрий не решался бросить свои войска ей на помощь, так как сосредоточил свои силы на подготовке обороны Владимирской земли. Татары предлагали ему мир, и святой князь готов был к переговорам. Но условия мира – дань и вассальная зависимость от хана, - были неприемлемы. «Славная брань, - решил князь, - лучше постыдного мира». Первый бой с татарами был принят у Коломны. Командовал дружиной Всеволод Юрьевич, но был разбит. Враги устремились к Москве, взяли и сожгли ее. Другой сын Юрия, Владимир, возглавлявший оборону Москвы, попал в плен.

Святой Юрий и его верный сподвижник, святой Василько, были преисполнены решимости биться «за православную веру христианскую» с безбожными погаными татарами». Организовав оборону и оставив во Владимире сыновей, Всеволода и Мстислава, князь Юрий отошел за Волгу собирать новые войска взамен уничтоженных Батыем.

С ним были племянники – святой Василько Ростовский со своей дружиной, его братья – Всеволод и Владимир Константиновичи. Великий князь ждал подхода братьев – Ярослава и Святослава с их войском.

В мясопустную субботу, 3 февраля 1238 года, быстро и беспрепятственно пройдя по зимним дорогам, татарская армия подошла к Владимиру. Несмотря на героическую оборону, судьба города была предрешена. Епископ Митрофан для духовного укрепления постриг в ангельский образ всех остававшихся в городе князей и княгинь. 7 февраля город пал. Последним оплотом владимирцев стал Успенский собор, хранивший главную святыню Русской Земли – чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. Татары обложили собор дровами и хворостом и превратили в огромный пылающий костер. В огне и в дыму, вместе с тысячами беззащитных женщин и детей, погибли епископ Митрофан и вся семья святого князя Юрия: супруга Агафия, дочь Феодора, невестки Мария и Христина, внук-младенец Димитрий. Сыновья Всеволод, Мстислав и плененный ранее Владимир были подвергнуты истязаниям и зарезаны «пред очами хана».

Святой Юрий стоял с войсками под Ярославлем. Узнав о гибели столицы и о смерти близких, князь, по словам летописи, «возопи гласом великим со слезами, плача по правоверной вере христианской и Церкви». «Лучше бы мне умереть, нежели жить на свете,- говорил он, - чего ради остался я один». Святой Василько, подоспевший с ростовской дружиной, укреплял его на ратный подвиг.

4 марта 1238 года произошла решающая битва на реке Сити. Татарам удалось неожиданным маневром окружить русскую армию. Началась сеча. Мало кто из русских воинов ушел живым из этого страшного боя, но враги заплатили за победу дорогой ценой. Святой Юрий был изрублен в отчаянной схватке. Василька, израненного, привели в ставку Батыя.

Татары принуждали его «следовать обычаю ногайскому, быть в их воле и воевать за них». С гневом отверг святой князь мысль об измене Родине и Православию. «И много мучивше его, смерти предаша, повергоша его в лесу Шернском». Так предал душу Богу святой князь Василько Ростовский, уподобившись в кончине своей святому страстотерпцу Борису, первому из князей Ростовских, которому он подражал в жизни. Как и святому Борису, Васильку не было еще и тридцати лет.

Епископ Ростовский Кирилл, придя на поле сражения, предал погребению погибших православных воинов, отыскал тело святого князя Юрия (только отрубленной его головы не сумели сыскать в грудах поверженных тел), перенес честные останки в Ростов – в Успенский собор. Тело святого Василька было найдено в Шернском лесу сыном священника и привезено в Ростов. Там супруга князя, дети, епископ Кирилл и весь народ Ростовский встретили с горьким плачем тело любимого князя и погребли его под сводами соборной церкви.

Знак особой Божией милости народ видел в том, что князья-соратники похоронены были рядом, в ростовском кафедральном соборе: «Се бо и чудно бысть, ибо и по смерти совокупи Бог телеса их. (Позже мощи святого князя Юрия были перенесены в восстановленный Владимирский Успенский собор).

Церковь чтит святых Василька и Юрия как страстотерпцев-подвижников, героических защитников Русской Земли. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с ненавистными захватчиками. Наиболее подробный рассказ о жизни и подвигах святых князей Василька и Юрия сохранила Лаврентьевская летопись, писанная иноком Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, в 1377 году – за три года до Куликовской битвы.

При подготовке статьи использованы материалы, опубликованные на сайте «Православие.ru».

Игумен Савва.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)