Ростов-Великий. Возрождение

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ДОКТОРА (интервью с Сергеем Альбертовичем Смирновым)

Рубрика: Интервью по поводу -> Тема для размышления
Просмотров: 2780
Подписаться на комментарии по RSS

Сергей Альбертович Смирнов- Сергей Альбертович, вы – врач-психиатр или нарколог?

- По основному образованию я психиатр, в наркологию пришел чуть позже…

- А какие заболевания, так сказать, по Вашей части в Ростове преобладают? И кого среди больных больше – женщин или мужчин, молодых или пожилых?

- К сожалению, больных с каждым годом не убывает, наши заболевания молодеют, проблем становится все больше и больше. Изменился и половой состав наших пациентов: за последние 10 лет число зависимых от алкоголя женщин увеличилось в 6 раз. К сожалению, мы утрачиваем самое главное консервативное начало – настоящую Женщину, которая в течение многих столетий являлась хранительницей семейных ценностей, обычаев, традиций воспитания детей. В наши дни происходит самая настоящая национальная трагедия.

- Есть русская пословица: «Муж пьет – полдома горит, жена пьет – весь дом горит»… Скажите, а как влияет алкоголизация населения на продолжительность жизни?

- Не секрет, что больше половины смертей в России связаны именно с употреблением алкоголя: две трети мужчин умирают в состоянии опьянения, из них больше половины – в состоянии сильного алкогольного опьянения. Большая часть тяжких преступлений также совершается пьяными людьми, 60 процентов аварий на дорогах напрямую связаны с употреблением алкоголя и наркотиков. Все это приводит к еще одной трагедии: у нас растет количество социальных сирот, то есть, сирот при живых родителях. Причин этого множество: и катаклизмы в обществе, и неустроенность жизни, но все-таки основная причина – это пьянство.

- А ведь бывали времена, когда люди жили и труднее, и беднее, но детей не бросали…

- Да, детей не бросали никогда, - ни в войны, ни во время революций. А сейчас идет отказ от ответственности перед обществом, перед семьей.

- Может быть, прежде всего, нет ответственности перед Богом?

- Алкоголизм – это упрощенное название системного алкогольного заболевания, при котором все органы поражаются ядами, содержащимися в алкогольных напитках: сердце, почки, печень и мозг. Страдает тело, но, прежде всего, это заболевание души, духа. Человек теряет нечто большее, чем просто здоровье: наверное, это и есть утрата связи с Богом и погружение в мир страстей и пороков, откуда выбраться удается очень немногим. Человек совершает смертный грех самоуничтожения, отнимает у себя данную Богом жизнь.

- Жители западных стран не представляют своего существования без психоаналитиков и врачей, а в России очень многие люди, даже если чувствуют психическое нездоровье, не торопятся обратиться к врачу, так как есть предубеждение против больниц и таблеток, и даже считается, что таблетки сами по себе могут повредить психику. Так ли это?

- Медицина на месте не стоит. Эпоха нейролептиков началась не так давно – где-то около 50 лет назад. Стали изобретаться разные лекарственные препараты, которые могут корректировать состояние больного, снимать галлюцинации, бредовые переживания, убирать агрессивность. Это большое благо. Конечно, психиатрическая и наркологическая помощь в определенных случаях просто необходима. Люди, которые к нам обращаются, иногда действительно приходят поздно.

Ну, а если говорить о западной психиатрии… Например, когда в 1995 году к нам приезжали американские врачи, то, познакомившись с нашими пациентами, которых мы лечили и считали, что их можно легко адаптировать, они сказали, что в Америке подобные больные уже не являются пациентами нарколога, а являются клиентами служб социальной поддержки. То есть, те категории больных, которых мы им представили, воспринимаются ими глубокими инвалидами. Прямо по пословице: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть».

Но, по-моему, важнее не механическое понимание болезни, как в Америке, и не механическое лечение. Повреждение нашей души, нашего духа имеет глубокие корни, которые сокрыты в нашем детстве. Мы отошли от веры своих прадедов, мы привыкли грешить с раннего возраста. В результате, курить начинают в 10-12 лет, в 13 лет пьют пиво, а в 20 – становятся законченными алкоголиками, которым уже нечего терять. Мы – отчаянный народ, и нет ничего такого, что бы нас напугало. Но это – дурное бесстрашие.

- То есть, только правильное воспитание может дать иммунитет против подобных грехов?

- Да, религиозное воспитание. Все ортодоксальные религии в профилактике подобных грехов несут в себе благое начало.

- Может быть, вы, врачи-наркологи, должны активнее доносить вашу статистику до тех людей, которые управляют образованием?

- Свою позицию мы озвучиваем уже более 10 лет. Представители наркологической службы всегда входили во все комиссии по делам несовершеннолетних. К сожалению, в настоящее время часть родителей не готовы к тому, чтобы их дети изучали основы Православной культуры. Они не понимают, что только путем воцерковления общества мы сможем преодолеть постигший нас духовный кризис, духовный спад. И тогда экономические трудности покажутся нам не такими страшными.

- В советское время человек рассматривался с физиологической стороны: рефлексы, реакции, нервные узлы и прочее. Правда ли, что большинство ученых и врачей – материалисты?

- Что касается материалистического подхода, то и в Советское время были глубоко верующие ученые и врачи. Например, академик Павлов, который жил в Петербурге, регулярно ходил в церковь. Никто из крупных ученых в конце своей жизни не отрицал Божественного начала. Часто, именно в результате материалистических опытов ученые приходили к выводу о том, что мир управляется Божественной энергией. Кстати, не надо забывать, что сама коммунистическая идеология была попыткой создания новой религии. Только вместо Бога там были кумиры: Ленин, Маркс и другие…

- У нас есть бесценный духовный опыт Святой Руси. Но некоторые отечественные психотерапевты этим опытом не интересуются, а используют разнообразные системы и методики Запада и Востока. Но Фрейд с помощью психоанализа лишь пытался выявлять внутренние конфликты, а Православная Церковь предлагает не просто увидеть в себе страсти и грехи, но и указывает путь борьбы с ними. Каковы должны быть цели и задачи психотерапии?

- Психотерапия - это попытка лечения души. И здесь у врача часто возникает соблазн почувствовать себя неким значимым наставником, «гуру». Если врач - православный, он никогда не будет стараться сделать пациента зависимым от себя, не будет выступать в роли повелителя, не позволит себе унизить больного и тем более растоптать его личность. В этом плане этические правила для психотерапевта и священника во многом совпадают. Врач должен помочь страждущему человеку понять самого себя, открыть в себе и реализовать самые хорошие стороны, поддержать в трудную минуту, помочь по возможности убрать то, что мешает больному человеку адаптироваться в этой жизни. Конечно, врач должен быть авторитетным, но не должен подавлять пациента. Каждый человек – это личность, в каждом есть «золотое зерно», ради которого он и явился на этот свет. Это душа, которая создана Богом.

О Фрейде даже говорить не стоит. Это – борец с христианством. И не зря он так же почитаем на Западе, как и Дарвин. Он – один из тех столпов, которые, как и Маркс, попытались переписать всю историю человечества. Никогда половые инстинкты не могут всецело управлять духом человека. Если у невротиков и можно выявить какие-то акценты, то это все равно не определяет все их поведение. У них больше надуманного, что почти не имеет отношения к реальной жизни.

- То есть, психоанализ Фрейда низводит человека на скотский уровень, отказывая ему в высших проявлениях?

- Да, и в этой методике за открытием в себе глубин греховности следуют и греховные рекомендации. Грех порождает грех. Это путь вседозволенности, а для человека должны быть какие-то ограничения, человек должен знать свое предназначение в этой жизни. Долго и хорошо живет только тот человек, который стремится делать добро. Фрейд, по большому счету, сеял зло…

- Наблюдается ли у Ваших верующих пациентов, которые регулярно ходят в храм, более положительная динамика?

- Верующие пациенты в моей практике встречаются крайне редко. В нашей стране, которая пережила столько потрясений, мало воцерковленных людей. Верующие больные более мужественно переносят свои страдания, они более критично относятся к самим себе, редко озлобляются. Они и живут дольше. И несут свой крест без отчаяния, не кончают жизнь самоубийством, потому что знают, что это – смертный грех.

Но я часто вижу положительные результаты, когда верующие родители переживают и молятся за своих заблудших детей, - пьющих или употребляющих наркотики. Родительские молитвы спасли многих…

- Какой должна быть последовательность помощи человеку, заболевшему расстройством психики, куда надо идти в первую очередь: к врачу или к священнику?

- Я думаю, что наш духовный наставник, духовный отец должен сопровождать нас в течение всей нашей жизни. А в период обострения болезни, конечно, нужно идти к врачу.

- Поскольку подобные болезни могут быть не только «от естества», но и от злых духов, посторонние люди по отношению к душевнобольным часто испытывают страх, а порой и отвращение. Каким должно быть правильное отношение к таким больным?

- Если на Западе в Средние века душевнобольных часто обвиняли в колдовстве, сжигали на кострах, то на Руси к ним всегда проявляли сострадание, называли блаженненькими. Они всегда находили приют в Православной церкви.

- Как врач и верующий человек, как Вы относитесь к «отчитке»?

- В своей практике я не сталкивался ни с отрицательным, ни с положительным воздействием отчитки. Зная о массовых сеансах отчитки по описаниям, я думаю, что это недопустимо.

- Ведь дар изгонять злых духов получают лишь немногие святые, а совершать чудеса по расписанию – просто абсурд…

- Сошествие Благодатного Огня – вот настоящее чудо!

- Сергей Альбертович, мы знаем Вас как доброго отзывчивого человека, как верующего православного врача. Недавно Вы помогли маме одного из прихожан нашего Косьмо-Дамианского храма госпитализировать больного сына, который был в крайне тяжелом состоянии, задыхался. Другой врач-психиатр, даже не выслушав, решил, что у него - обострение психического заболевания, прочитал нравоучение и не оказал никакой помощи. А Вы безвозмездно приехали к больному на дом, внимательно выслушали, определили, что дело было не в психике, и дали направление в больницу. У молодого человека оказалось запущенное воспаление легких. Его спасли буквально в последний момент. Настоятель и прихожане Косьмо-Дамианского храма благодарят Вас за это. Благодарна Вам и мама больного. Ведь любая мать жалеет сына-инвалида даже сильнее, чем здорового.

- В описанном Вами случае нет ничего сверхординарного. Это – обычная работа. Когда человек идет в педагогику или в медицину, он должен стараться служить обществу. И основное качество, которое должно быть у врача – это любовь к людям. К любому человеку надо стараться относиться, как к своему родному. Мы должны максимально выложиться, чтобы помочь смягчить страдания больных, даже если и не можем полностью их вылечить.

- Душевное заболевание человека – это большое горе для его близких. К сожалению, не все психиатры настроены на бескорыстную помощь, на добро. В Ростове есть и такие врачи, которые относятся к хроническим душевнобольным, как к каким-то никчемным животным, и создают дополнительные трудности для родственников больных людей, как будто самоутверждаясь за счет попавших в беду людей. Что это – душевная черствость или от долгих лет работы с душевнобольными, от всей этой лавины патологий, горя и грязи, расшатывается и психика врача, если он не верит в Бога?

- Врача нельзя рассматривать только в контексте его специальности. У любого врача есть семья, круг общения, каждый врач получил определенное воспитание. Большинство врачей идет в медицину по призванию. Мало, кто надевает белый халат ради бизнеса или карьеры. То, о чем Вы говорите, - это или какая-то внутренняя проблема, или какие-то слабости, и тогда такому человеку, прежде всего, надо постараться разобраться в себе.

Врачебная профессия с чисто внешней стороны – тяжелая. Конечно, бывают горячие и самоуверенные молодые врачи, которые предполагают, что их врачебный диплом уже гарантирует знание жизни, знание людей. И результат получается печальный: и пациенты, и они сами больше теряют, чем приобретают. Врач должен иметь уважение к своей профессии, к тем знаниям, которые он несет, к методикам, которые применяет, к белому халату. Надо стараться нести свет людям.

Чтобы состояться как врач, человек должен работать долгие годы. Врача можно сравнить с коньяком: чем старше, тем лучше. С годами приходит сострадание и милосердие. А если врач пытается самоутверждаться за счет больных или их родственников, это повод задуматься, ту ли профессию он выбрал.

- Когда душевная болезнь постигает родного человека, близким трудно бывает принять Божий Промысел, смириться с Его Святой волей. Бывает и ропот, и отчаянье. Но когда приходит смирение, становится легче. Душевнобольные терпят такие же поношения, что и юродивые. Но юродивые берут на себя этот подвиг добровольно, Христа ради. Раз Бог любит всех людей и каждому человеку желает спасения, правильно ли думать, что душевные болезни – это Господом возложенный крест, - и на самого больного, и на его родных, чтобы страданиями утончались души?

- Можно только предполагать, но Промысел Божий для нас непостижим. Многие больные живут в каком-то своем мире. В некоторых случаях они могут быть в чем-то духовно даже богаче здоровых людей, просто не могут этого выразить. А если больной человек регулярно ходит в церковь, он духовно очищается. Мы очень многое не можем изменить в этой жизни, надо просто смиренно принимать Божью волю.

- Давайте подведем итог: каковы на Ваш взгляд причины российских бед, и что нужно, чтобы наш народ не выродился, чтобы сумел выбраться из этой ямы и воспрянул?

- Безусловно, причина наших бед напрямую связана с бездуховностью, с потерей благодати. Мы унываем и ожесточаемся из-за нежелания терпеть, преодолевать трудности и лишения.

- Наверное, слепой от рождения Матроне Московской или тяжелобольному Амвросию Оптинскому было не легче, чем нам. Но они не разочаровались и не озлобились, а, наоборот, помогали тысячам людей. И Господь давал им силы…

- Да, а мы утратили понятие о добродетели, мы все куда-то бежим, торопимся, гонимся за счастьем, как следует не понимая, что это такое. Нам нужно богатство, у нас изменилось само понимание успеха. Мы стали как перекати-поле: куда ветер дунет, туда и катимся.

Вот взять, например, две цивилизации – сельскую и городскую. До революции сельская цивилизация была крепкой и устойчивой, 80 процентов населения России жило в селах. У крестьян было много детей, старшие воспитывали младших. Дети и родители были связаны общим трудом и хозяйством. Потребление алкоголя было минимальным – не превышало 2-х литров на человека в год. Сравните, сейчас – 19 литров официально, а на самом деле – более 30 литров вместе с суррогатами.

Сегодня господствует городская цивилизация, ее ценности усиленно рекламируются. Она порождает лень, идеологию потребления. Дети нам не нужны – был бы полон холодильник, были бы развлечения. Поколения разобщены, и от этого все несчастны: родители работают, чтобы прокормить семью, а дети, отравившись телевизионными программами, живут своей жизнью. Многие родители не вникают в интересы детей, говорят: «Я вкалываю, чтобы ты был сыт, одет, обут. Так что тебе еще надо?». Ребенок переживает, у него накапливается неуверенность, ему нужен совет, поддержка, но всего этого даже в большинстве благополучных семей дети не получают. А в семьях, где родители пьют, ребенок вообще не получает ничего хорошего. И к 20 годам кроме отвращения, кроме агрессии ко всем окружающим ничего, к сожалению, не закладывается. И вот мы имеем то, что имеем.

Духовное воспитание человека должно начинаться с раннего возраста, практически с рождения. Конечно, необходимы уроки Православия в школах, а то и в детских садах, чтобы ребенок понимал, где добро, а где – зло. Ведь для русского человека Православная вера является краеугольным камнем, от нашей веры зависит наша устойчивость в жизненных испытаниях. И тогда гораздо больше людей спасутся духовно, будут крепкими физически, и не будет такого количества проблем, как сейчас.
Мы все должны задуматься, для чего мы живем? Когда настанет конец земной жизни, нам ничего уже не будет нужно из тех материальных ценностей, обретением которых мы сегодня так увлечены. И тогда надо спросить себя: «А что я сделал хорошего в своей жизни? Добрая ли память обо мне останется?» Не получится ли, что человек, все получив на земле, ничего себе не оставил в Вечности? И кто больше приобретает: тот, кто отдает, или тот, кто только берет? Наверное, все-таки тот, кто отдает без ропота, с радостью и любовью…

Беседовала Т.Н. КОЖЕВНИКОВА.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)