Ростов-Великий. Возрождение

 

Ростовский митрополит Варлаам (Рогов)

24 марта / 6 апреля исполняется годовщина кончины выдающегося русского мастера знаменного пения ростовского Митрополита Варлаама (в миру Василий Рогов), похороненного в усыпальнице Успенского собора Ростова.

Варлаам - первый Ростовский митрополит. Варлаам вместе с Иовом и новгородским архиепископом Александром был кандидатом на патриарший престол. Избран был Иов, архиепископы же получили следующую степень в церковной иерархии - сан митрополита, Варлаам - митрополита Ростовского и Ярославского. С этого времени Ростовская кафедра стала митрополией, и архиереи Ростовские стали именоваться Ростовскими и Ярославскими.

Известно, что до Ростова, в 1563-1564 гг. Варлаам был игуменом Кирилло-Белозерского монастыря, затем "отошел на покой", числясь простым "крылошанином" (ибо "пети был горазд") то в приписной Зосимо-Савватиевой пустыни, то в самом Кириллове монастыре. В 1570 году он поставлен игуменом Соловецкого монастыря, откуда часто ездит в Новгород, иногда в Москву "к государю". Соловки - пограничный северный форпост, против которого в 1571 году в море появились шведские корабли. Возможно, вопросы обороны и были темой бесед игумена Варлаама с царем, однако обсуждение вопросов, связанных с искусством знаменного пения, также не исключено.

Широко известное теперь "Предисловие - откуду и от коего времени начася в нашей Рустей земли осмогласное пение", относящееся к ЗО-м годам XVII столетия, говорит так: "В Велицем Нове граде были старыя мастера Сава Рогов да брат его Василий, во иноцех Варлаам, родом кореляне, и последи того тотъ Варлаам митрополитом былъ, вельми мужъ благоговеинъ, мудръ зело, Пети былъ гораздъ, знаменному и трестрочному и демественному пению был роспевщик и творецъ".

Ростов в прошлом славился своими певчими. В житии преподобного Петра, царевича Ордынского сказано, что в кафедральном соборе «пения доброгласная, яко же ангельска… левый клирос по гречески пояху, а правый по русскыи». Впоследствии, особую известность получили творения именно ростовского митрополита Варлаама.

Песнопения, распетые лично им, очевидно, первыми исполняли хоры возглавлявшихся им монастырей, а также ростовский митрополичий хор, именовавшийся в летописях "пресветлым". Четырнадцать лет возглавляя ростовскую митрополичью кафедру, владыка Варлаам, несомненно, оказал огромное влияние на певческое дело не только в смысле стиля пения, но и в организации певческих школ во вверенной ему епархии.

О личном творчестве митрополита Варлаама, к сожалению, нам известно не так уж много. В хранилище Ростовского музея ныне находятся всего лишь пять знаменных рукописей без указаний авторов. Для отечественной культуры Петровская эпоха оказалась большим бедствием, чем даже Батыево нашествие. Под предлогом борьбы с "раскольниками" в последние три века преступно уничтожались древние иконы и знаменные певческие книги, написанные "архаичными", непонятными уже крюками. Годы официального атеизма были отнюдь не самым худшим временем для знаменных певческих рукописей, наоборот, кое-что удалось спасти музейным работникам, поместившим их в архивные хранилища, где они и пребывают ныне, пронумерованные, внесенные в фонды каталогов, находясь уже "под охраной государства" как культурно-исторические ценности.

Итак, известна рукопись XVI-XVII вв. с несколькими вариантами распевов стихиры "Взыде Бог в воскликновении", один из которых помечен: "ино знамя Варламово". В ином певческом памятнике имеется помета: "правлено с доброво переводу... по красному все - с Варламовсково". Наконец, выявлены "стихиры крестные Варламовские" большого распева - это три "славника", исполняющиеся в крестопоклонную неделю.

Таким образом, большинство творений митрополита Варлаама (Василия Рогова) для нас пока не выявлено, но можно предположить с большой долей вероятности, что среди анонимных кирилловских и соловецких распевов есть и его произведения.

Митрополит Варлаам - автор также и демественных песнопений ("демественному пению был роспевщик и творец"), то есть особо праздничных, исполнявшихся на архиерейских службах митрополичим хором, полновластным хозяином которого он сам и был. Более пристальное изучение ростово-суздальской школы знаменного пения, возможно, прольет больший свет на музыкальное авторство этого знаменитого русского распевщика.

В настоящее время в Ростове с 2008 г. усилиями ростовских священников собран Ростовский знаменный хор. Возраждаются древние богослужебно-певческие циклы русским святым, которые были так незаслуженно забыты и упразднены в богослужениях, да и в народной памяти тоже.

Верим, что работа по возрождению наших музыкальных святынь будет продолжаться и в наших храмах всё чаще будет звучать иконописная музыка древних стихир.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)