Ростов-Великий. Возрождение

 

Спасская слободская церковь

Рубрика: Уничтоженные храмы -> Возрождение
Просмотров: 2289
Подписаться на комментарии по RSS

Вид с юго-запада на Спасскую слободскую церковь Ростова Великого. Фото конец XIX в. начало XX в., ЯИАМЗ, инв. № 34699Рассматриваемый приходский храм называли в прошлом либо Спасской слободской, либо Спасграфской, либо просто Спасской церковью. Она располагалась на северо-восточной окраине Ростова Великого, при городском кладбище. В 1930-е годы церковь была снесена до основания. В настоящее время на ее месте находится пустырь, к которому ведет Спасский бульвар - одна из немногих улиц города, сохранивших свое дореволюционное название.

В литературе XIX — начала XX в. о данной церкви можно почерпнуть лишь весьма краткие и общие сведения, в частности, она датировалась 1786 г., и указывалось, что в ее верхнем этаже располагался главный храм Вид с юго-запада на Спасскую слободскую церковь Ростова Великого. Фото В.А. Лопатина, конец XIX в. начало XX в., РГИАХМЗ, нвф 4975Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, а в нижнем — придельный Николая Чудотворца.По существу, Спасская слободская церковь исчезла совершенно неисследованной.

Предшествовавшие данному храму деревянные церкви находились в Спасской слободе, принадлежавшей Ростовскому Авраамиеву монастырю.Эта слобода граничила с северо-востока с той частью города, в которой впоследствии построили рассматриваемую церковь. Так известно, что на месте этом месте располагался деревянный храм Происхождения древ честного Креста, созданный при царе Иване IV.

Неизвестные ранее документы раскрывают довольно сложную историю сооружения Спасской церкви.

Храмозданная грамота на строительство церкви Всемилостивого Спаса, что в Спасской слободе, была выдана прихожанам этого храма Арсением, митрополитом Ростовским и Ярославским 21 декабря 1759 г. Предположение о закладке храма еще в декабре этого года более чем маловероятно. Скорее всего, его заложили на следующий 1760-й год или несколько позже. В документе 1765 г. упомянуто, что названная церковь “строением не окончена”. В следующем же 1766 г., 30 октября, прихожане храма, которых представляли священник “града Ростова церкви Всемилостиваго Спаса, что в Спасской слободе” Андрей Григорьев и церковный староста крестьянин “ведомства государственной коллегии экономии преждебывой Ростовскаго Вид с юго-запада на Спасскую слободскую церковь Ростова Великого. Фото В.А. Лопатина, конец XIX в., ЯИАМЗ, инв. № 3175/38Богоявленскаго Аврамиева монастыря вотчины Спасской слободы” Дмитрий Яковлев обратились к Афанасию, епископу Ростовскому и Ярославскому с просьбой освятить нижний придел во имя Николая Чудотворца, а не пророка Даниила, как предполагалось ранее. При этом они утверждали, что придел “имеет быть в исподе под настоящею Спасскою церковью совсем построен и церковным благолепием, то есть святыми иконами, сосудами, ризами и книгами во всем удовольствован и ко освящению ево все приличествующее приготовлено и все приходские люди и мы именованые желаем, чтобы оной придел святителя и чудотворца Николая освятить на старом антиминсе, которой антиминс имеется ис прежней нашей упраздненной деревянной теплой Никольской же церкви”. На этом прошении епископ Афанасий наложил следующую резолюцию: “Показанную теплую церковь освятить на новом антиминсе, а старой принять в хранение протопопу». Надо полагать, в том же 1766 г. Никольский придел и был освящен.

Заказчиком строительства верхнего основного этажа рассматриваемого храма был довольно состоятельный ростовский купец первой гильдии Василий Васильевич Менкин, который позднее переселился в столицу Санкт-Петербург.

Преподобный Авраамий Ростовский с житием. Середина XVII века. Происходит из церкви Спаса в Графской слободе Ростова. Дерево, темпера. 112,5х87.

На деньги прихожан в 1790—1793 гг. вместо обветшавших были устроены пять железных глав, а также покрыты железом алтарь и “кумпол”, под которым, очевидно, в данном случае следует понимать криволинейную кровлю храма. В 1793 г. “зделали при той же церкви новую деревянную колокольню”. Выходит, каменной, завершенной шпилем колокольни, которую мы видим на фотографии храма, в этом году еще не существовало. Построили каменную колокольню лишь между 1835 и 1839 гг.

Таким образом, сооружение храма растянулось на 70 с лишним лет. Начали его строить еще в эпоху барокко, а колокольню закончили уже на исходе эпохи классицизма.

Спасская церковь являлась незаурядным памятником, выдержанным, в основном, в формах барокко, одним из лучших образцов такого рода в Ростове. Как жаль, что мы навсегда потеряли такую красоту. Сколько сил, средств, времени, сколько души вложили наши предки в этот храм, в эту красоту - и как просто мы-потомки все это вычеркнули из нашей жизни, нашей памяти...

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)