- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
Святитель Димитрий Ростовский
Просмотров: 4082
Подписаться на комментарии по RSS
2009 году исполняется 300 лет со дня кончины Святителя Димитрия Ростовского – видного церковного деятеля Петровской эпохи, выдающегося проповедника, богослова, агиографа и драматурга. Канонизированный в 1757 году, в истории Русской Православной Церкви он навсегда остался первым святым Российской империи и наиболее почитаемым русским Святителем XVIII столетия.
Мирское имя Димитрия – Даниил Туптало, он родился в декабре 1651 г. в местечке Макарово Киевской губернии, семнадцатилетним принял монашество в Киевском Кирилловском монастыре.
Димитрий в совершенстве владел даром слова, не случайно Церковь назвала его Российским Златоустом, в возрасте 25 лет он читал проповеди в кафедральном соборе Чернигова. Многие годы он являлся проповедником и настоятелем различных монастырей Малороссии, был известен благочестием и ученостью.
Главным трудом жизни митрополита Димитрия явилось составление Миней Четьих – свода оригинальных и переводных житийных и риторических памятников церковно-учительного и исторического характера, расположенных по дням празднования в соответствии с кругом годового богослужения. При составлении этой фундаментальной агиографической энциклопедии, состоящей из 12 книг, Святитель собирал, дополнял и исправлял жития и поучения. К работе над Минеями Четьими он приступил в 1684 г. по благословению старцев Киево-Печерской лавры, а завершил их в 1705г. в Ростове. Двадцатилетний неустанный труд над их созданием стал величайшим подвигом Димитрия, принес ему общецерковную славу и общенародную известность.
Помимо агиографических изысканий, перу Святителя Димитрия принадлежали богословские и исторические исследования, духовно-нравственные сочинения, стихотворные драмы. Его творения были широко известны и любимы читателями. Сам же владыка свое творчество расценивал как письменную проповедь и повторял: «Моему сану (его же несмь достоин), надлежит слово Божие проповедати не точие языком, но и пишущей рукою. То мое дело, то мое звание, то моя должность».
Ростовская кафедра стала последним местом служения митрополита Димитрия, он возглавил ее в 1702 г. и оставался ростовским архиереем до самой смерти, последовавшей в 1709 г. В Ростов он прибыл 2 марта 1702 г., во вторую неделю Великого поста, и Яковлевская обитель стала первым монастырем, который был посещен им в городе. Войдя в монастырский собор, митрополит Димитрий, указав на юго-западный угол, назначил для себя место будущего погребения и пророчески предрек: «Се покой мой: здесь вселюся в век века».
Первая проповедь Святителя в кафедральном Успенском соборе была посвящена призыву к любви и милосердию: «Пришел я к вам с любовью. ... Я должен вразумлять безчинствующих, утешать малодушных, заступаться за немощных и быть долготерпеливым во всем. Я должен любить добрых, злых же наказывать милостиво, заботиться об общей пользе, всем тщательно искать спасения и о всех молиться». Владыка исполнил свой завет, он управлял епархией мудро и справедливо и никогда не прибегал к суровым мерам.
Для просвещения духовенства Святитель Димитрий писал поучения, сочинял наставления, читал проповеди. Главной обязанностью священников он почитал непрестанную заботу о пастве. В своем наказе к благочинным он писал: «Священником же велеть научать прихожан своих мужеска и женска полу и детей их, чтоб они пред отцы духовными в год в четыре святыя посты исповедывались … и в церкви Божии приходили непрестанно … и стояли б в церквах чинно и немятежно со страхом, и слушали б божественнаго пения со всяким вниманием, и Господу Богу о содеянных своих гресех молились». Святитель убеждал священников чаще причащать прихожан, ибо и малые грехи могут привести к духовной смерти, как песок, собранный из мелких песчинок в мешке, может потопить не хуже большого камня, привязанного на шею.
Чтобы подготовить для Церкви достойных служителей, митрополит Димитрий основал при архиерейском доме духовное училище, собрав в нем более двухсот детей. Школа открылась 1 сентября 1702 г. В ней преподавали приглашенные владыкой учителя, он сам нередко посещал ее и экзаменовал учеников. Детей учили чтению и письму, пению и закону Божию, основам латинского и греческого языков. Обучение и содержание школьников было бесплатным и, хотя школа предназначалась для детей духовенства, принимали в нее представителей всех сословий. По свидетельству П.В. Знаменского «Святитель был очень привязан к своему училищу, содержал его исключительно за счет архиерейскаго дома, кроме обычных расходов, назначал много подарков для поощрения учителей и учеников. Отношения его к ученикам отличались отеческою близостью, он сам занимался с ними толкованием Св. Писания и наблюдал за их успехами и религиозным воспитанием».
Немало сил митрополит Димитрий отдавал борьбе с расколом, для обличения раскольничьих заблуждений им была написана книга «Розыск о раскольнической брынской вере».
Материальное обеспечение богатой и могущественной некогда Ростовской кафедры в начале XVIII столетия оставляло желать лучшего. Петровская церковная реформа, возобновление деятельности Монастырского приказа, введение государственного контроля над вотчинами духовного ведомства, обложение архиерейских домов и монастырей множеством налогов – все эти обстоятельства привели к оскудению казны Ростовского архиерейского дома. В декабре 1706 г. в одном из своих писем митрополит Димитрий с сожалением признавался: «попущением Божиим сотворшаяся дому архиерейскому скудость … и уже вся та, чем дому архиерейскому питатися, от нас отнята суть: оскудевше убо во всем». Получив в декабре 1708 г. в подарок от митрополита Иова полбочки рыбы, ростовский владыка, благодаря его, отвечал: «не имам чем воздать, убог сый; молю богатаго в милости Христа, да Он воздаст».
Святителя отличал скромный образ жизни. В своем духовном завещании он утверждал: «С тех пор, как принял я святой иноческий образ и постригся в Киевском Кирилловом монастыре на осьмнадцатом году возраста моего и обещал Богу иметь добровольную нищету, с того времени и даже до приближения моего ко гробу не приобретал я имения, кроме книг святых, не собирал золота и серебра, не допускал иметь лишней одежды ни каких-либо вещей, кроме самых необходимых. В душе и на самом деле старался по возможности соблюсти иноческую нищету и нестяжание, не заботясь о себе, но полагаясь на Промысл Божий, который никогда меня не оставлял».
Являясь во всем образцом благочестия, ростовский владыка неустанно старался искоренять в людях злые нравы, зависть, неправду и другие пороки. По словам его жития, «христианския добродетели Святаго Димитрия одинаково сияли и в иноческой келлии, и на святительской кафедре. Особенно же ярко светили в жизни его молитва, пост, смирение, нестяжательность и любовь к бедным и сиротам».
В собственноручном завещании митрополит Димитрий местом своего захоронения назначил Яковлевский монастырь. Согласно церковной традиции, местом погребения епархиальных владык обычно служил кафедральный храм. Ростовский Успенский собор до конца XVIII в. являлся некрополем архиереев, возглавлявших Ростовскую кафедру, среди которых были и прославленные ростовские святые – епископы Леонтий, Исайя и Игнатий. Вопреки установленным правилам, митрополит Димитрий избрал местом своего упокоения удаленный от центра города монастырь, в котором покоились мощи епископа Иакова, гонимого при жизни и прославленного после смерти ростовского чудотворца. В своем завещании владыка писал: «Аще же владычествующих изволение повелит мя, умерша, погребсти по обычаю, да погребут мя в монастыре Святаго Иакова епископа Ростовскаго, во угле церковном, иде же место ми назнаменовах, о сем челом бью».
Неустанные труды и преклонные годы давали о себе знать, здоровье владыки ослабевало. В письме к своему другу, монаху Новгородского Чудова монастыря Феологу, митрополит Димитрий писал: «Христос, чаю, забился в чуланчик сердца Феологова и почивает на одре боголюбезных мыслей его, а отец Феолог ему рад, потчует его вином умиления. Попроси Его, чтобы и меня посетил, ибо немоществую».
В 1709 г., в ночь на 28 октября, спустя день после своего тезоименитства, митрополит Димитрий скончался. Смертный час настиг его, когда он, стоя на коленях, творил молитву. После отпевания в Успенском соборе тело владыки до конца ноября находилось в церкви Спаса на Сенях, крестовом храме архиерейской резиденции, похороны задерживались в связи с ожиданием приезда давнего друга Димитрия – рязанского митрополита Стефана Яворского, экзарха и местоблюстителя патриаршего престола. Ростовское духовенство и жители города склонялись к тому, что местом погребения их владыки должен стать Успенский собор, но Стефан Яворский настоял на исполнении воли Димитрия. В день погребения, 25 ноября, Стефан Яворский повторил в Успенском соборе чин отпевания, после чего тело Димитрия было перенесено в Яковлевский монастырь и предано земле в юго-западном углу храма Зачатия Св. Анны.
«Около восьми лет пробыл Свт. Димитрий в Ростове – писал его жизнеописатель И.А. Шляпкин: и эти года были венцом всей жизни Святителя. Жизнь его кончилась с приездом в Москву, в Ростове началось житие. Нездоровый климат Ростовской епархии, собственное недомогание, бедность архиерейскаго дома, невежество духовенства, фанатизм раскольников, давление свецкой власти и вторжение ея во все пределы пастырской жизни – все соединилось в тяжелое время архипастырства Свт. Димитрия. Но до конца жизни остался верен себе слабый телом, но сильный духом Святитель, вполне посвятивший себя своей пастве, буквально «душу положивший за овцы своя».
А.Е. ВИДЕНЕЕВА,
кандидат исторических наук, научный сотрудник музея «Ростовский кремль».
Оставьте комментарий!