- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
Святой Александр Невский и Святитель Димитрий Ростовский: заметки по поводу двух юбилеев
2009 г. Русская Православная Церковь отмечает юбилейные даты, связанные с памятью двух знаменитых святых Ярославо-Ростовской епархии: святого князя Александра Невского и святителя Димитрия Ростовского. В нынешнем году исполняется 460 лет со времени канонизации переславского князя и 285 лет со дня перенесения его мощей в Александро-Невскую лавру, а также и 300-лет кончины ростовского святителя Димитрия.
Совпадение этих дат показалось мне не случайным и побудило обнаружить и другие точки соприкосновения, если не в судьбе этих святых, то в истории их почитания, что могло бы способствовать полнее оценить их значение и для русского Православия, и для всего нашего Отечества.
Казалось бы, что может быть общего между столь разными людьми, жившими к тому же в совершенно разных эпохах. Благоверный князь Александр – светский правитель, мужественный и непреклонный князь-воитель, силою оружия самоотверженно защищавший западные рубежи Руси, при жизни – предводитель, а после кончины и прославления – покровитель русского воинства. Димитрий – церковный иерарх и добрый пастырь, чьим единственным оружием было слово, а главной добродетелью – смирение, видевший свое предназначение в просвещении и литературно-назидательных трудах. Первому выпало жить в смутную годину татарского ига, а второму – на переломе двух эпох: Древней Руси и Российской империи. Действительно, кажется, ничто не может объединить воинственного князя и смиренного святителя. Но это лишь первый, поверхностный взгляд. Попытаемся всмотреться пристальнее…
Первое и, пожалуй, главное. И Александр Невский, и Димитрий Ростовский являются святыми одной епархии – Ярославо-Ростовской. С этой землей они связаны навеки. Более того, в определенной мере, их можно считать земляками – Переславль-Залесский, где родился Александр, и Ростов, где завершил свою жизнь Димитрий, расположены рядом. Родину, как известно, не выбирают, а место своего упокоения человек может избрать сам. Святитель Димитрий воспользовался этим правом.
Второе и не менее важное. Вторичное прославление Александра Невского, связанное с перенесением его мощей из Владимира в Петербург, и причисление к лику святых Димитрия Ростовского пришлись на одну историческую эпоху – первое столетие Российской империи и стали одними из наиболее ярких и значительных событий в истории Церкви этого времени.
Александро-Невский монастырь, получивший в конце XVIII в. статус лавры был основан и устроен по воле и желанию императора Петра I – как первая и главная обитель его новой столицы - Петербурга.
Вскоре после окончания Северной войны, к третьей годовщине Ништадского мира, по приказанию императора Петра I, мощи святого благоверного великого князя Александра Невского были торжественно перенесены из Владимира в Петербург. Так северная столица приняла свою первую святыню, хранительницей которой стал Александро-Невский монастырь. Случилось это 30 августа 1724 г.
Символично и закономерно, что небесным покровителем города, основанного на Неве, стал святой Александр Невский. Это совершилось по воле императора Петра, и выбор этот был не случаен. Петру Великому, победоносно завершившему Северную войну, и по духу, и по сути был близок древнерусский князь, разбивший шведов на Неве и спасший Русь от западных захватчиков. Не будем забывать, что Александр проявил себя не только как отважный воин, он был мудрым правителем, политиком и дипломатом.
В лике святого Александра Невского Петербург, как имперская столица, а вместе с ней и вся Российская империя, обрели свое новое духовное основание, коим стал благоверный князь, родившийся в Переславле и прославленный в соборе святых Ярославо-Ростовской епархии.
Отдав должное Александру Невскому, обратимся ко второму герою нашего повествования.
Митрополит Димитрий – видный церковный деятель Петровской эпохи, выдающийся проповедник, духовный писатель, агиограф и драматург. Неизмеримо много сделал он для просвещения и духовного воспитания народа, для прославления и укрепления Православия. Главное, что осеняло деятельность ростовского святителя, – это разносторонний талант, проявленный им в истории и теологии, философии и богословии, литературе и драматургии. По праву за ним утвердилась слава Российского Златоуста, а имя его стало символом высоких гуманистических идеалов.
Древнюю и знаменитую Ростовскую кафедру митрополит Димитрий возглавил в 1702 г., и оставался ростовским владыкой до своей кончины, последовавшей 28 октября 1709 г.
По собственному выбору он был похоронен в Яковлевском монастыре. В 1752 г. здесь были обретены его святые мощи, около которых происходило множество чудотворных исцелений. 1 апреля 1757 года, в первый день Пасхи, мощи святителя Димитрия были оглашены совершенно святыми.
Значение этого события трудно переоценить. Ростовский владыка явился первым святым, канонизированным в Синодальный период истории Русской Церкви. Более того, его прославление оказалось единственной общерусской канонизацией на протяжении всего XVIII столетия. В истории нашего отечества ему было суждено остаться первым святым Российской империи.
Итак, в XVIII в. святой Александр Невский и святитель Димитрий Ростовский имели поистине всероссийскую славу. Правда, сугубое почитание князя приходится на первую половину столетия, а прославление святителя начинается с середины века. Таким образом, они осенили собой определенные периоды истории Имперской России. Прославление Александра пришлось на время петровских преобразований и военных побед – становление империи, ее утверждение и укрепление. Димитрию выпал расцвет империи, «век золотой Екатерины», время Российского Просвещения.
Это были два великие духовные знамени своей эпохи, символизирующие величие России в двух разных ипостасях – на поле воинской славы и на ниве творчества и учительства. Александр как защитник отечества олицетворял собой высшее проявление мужества, доблести и отваги. Дмитрий символизировал пастырство и проповедничество, несущие миру свет истинной веры для просвещения людей и спасения их душ.
Итак, святой князь Александр Невский и святитель Димитрий Ростовский были самыми почитаемыми святыми XVIII столетия. Не случайно во время царствования императрицы Елизаветы Петровны они оба получили роскошные серебряные гробницы, изготовленные из первого российского серебра, открытого в Сибири на Колыванских приисках.
Стихотворные тексты для обеих гробниц, прославляющие воинскую доблесть и святительскую мудрость, написал Михаил Ломоносов.
Хотелось бы особо обратить внимание, что двух святых своеобразно объединяет личность Петра I. Император, поднявший на щит и прославивший святого Александра Невского был знаком с митрополитом Димитрием, почитал и уважал святителя, принимал живое участие в его судьбе. Одно из самых показательных подтверждений тому – поставление владыки на Ростовскую кафедру, которое совершилось по воле и выбору государя.
Отметим еще одно обстоятельство, связывающее Александра Невского, и Димитрия Ростовского. Каждый из них стал небесным покровителем своей обители – Александро-Невской лавры, основной и построенной в Петербурге как место сохранения и прославления мощей святого князя и Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
Важно и то, что оба святых явились залогом процветания своих монастырей, способствуя укреплению их духовного авторитета и упрочению материального существования. Александро-Невская лавра, осененная святым Александром, стала духовным средоточием Петербурга, так же как Димитриева обитель, возвеличенная святителем Димитрием, превратилась в новый духовный центр Ростова. В то же время оба монастыря, где покоились мощи этих святых, оказались самыми значительными местами их почитания и прославления их памяти.
В завершении мне хотелось бы вернуться к тому, с чего мы начали и еще раз подчеркнуть, что именно Ярославо-Ростовская епархия подарила нашему отечеству двух великих святых, ставших подлинной духовной опорой Российской империи. Это мы должны помнить и этим мы можем гордиться.
А.Е. ВИДЕНЕЕВА, к.и.н., н. сотр. музея «Ростовский кремль».
Оставьте комментарий!