Ростов-Великий. Возрождение

 

Свмдетелей радости не хватает, или почему в храмах мало молодежи

Рубрика: Тема для размышления -> №7
Просмотров: 1971
Подписаться на комментарии по RSS

Из «низов» лучше заметны многие проблемы. В последнее время отчетливо видна нехватка православного оптимизма в приходской жизни, что снижает привлекательность Православия для молодежи, которой свойственно стремление к радости и победам. Наши предки с верой побеждали, а мы – еле-еле выживаем…

Любой педагог знает, что в воспитании должна быть правильная пропорция между строгостью и поощрением. В прежние времена верным чадам Церкви поверяли тайны о важнейшей цели Православия – стяжании Духа Святаго, о Заповедях блаженства, о сладости пребывания в душе Божественной Благодати, о Любви, ради которой, собственно, и стоит нести многие труды и идти на многие жертвы.

Писание и предание всегда шли рядом. Сейчас, после долгих лет духовного запустения, «жатвы» в России много, а «делателей» мало: явно не хватает опытных носителей предания. Просвещенные батюшки просто физически не могут уделить каждому достаточно времени. Из книг народ черпает знания о вере, изучая «теорию». А на практике многие воцерковляются под влиянием доморощенных катехизаторов. Чаще всего это женщины среднего и пожилого возраста, с небольшим церковным опытом. Что же можно от них узнать о Православии?

Можно узнать, что по Воскресениям нельзя стирать и убираться. Что женщинам нельзя входить в храм в брюках и без платка. Что нельзя пить вино, курить и блудить. Что такую-то или такого-то Бог наказал за тяжелые грехи таким-то образом. Что все мы – тяжелые грешники, и поэтому почти все люди - отчасти бесноватые, и поэтому любому человеку полезно сходить несколько раз «на отчитку». Что грешники будут вечно мучиться в аду, причем вам расскажут, за какие грехи - как именно. Что надо соблюдать посты. Что ежедневно надо читать утренние и вечерние молитвы. Что в том или ином городе живет прозорливый старец, к которому хорошо было бы съездить, потому что в ближайших храмах батюшки – так себе. Что такая-то очень тяжело болела, но молилась, и Бог помог ей терпеливо нести страдания до самой смерти.

А где же «сим победиши», где же сладость молитвы? Где грядущее торжество и веселие верных в будущем веке, где же райское блаженство?

Об этом самодеятельные катехизаторы обычно не говорят. Потому, что не может человек, сам не испытавший счастья посещения души Святым Духом, поделиться с другими этой радостью. Не может человек, не творящий Иисусову молитву, научить этому другого.

Нехватка духовно опытных делателей, сильных воинов Христовых, порождает полки рьяных дилетантов, которые охотно делятся своей скудостью и заблуждениями с другими: слепые поводыри слепых. Это унылое и убогое псевдоправославие, в котором «кнутов» и запретов много, а «пряников» и радости мало, и цели плохо обозначены, отталкивает от себя молодежь, стремящуюся к радости и победам.

И правда, ради чего отказывать себе во многих земных удовольствиях?

Человек может от них отказаться только во имя чего-то большего. Для этого надо, чтобы ему разъяснили, ради чего. Но как священнику выкроить время на продолжительные беседы с людьми вне церковной службы, когда на нем, помимо треб, помимо заботы о многодетной, как правило, семье, лежат еще и хлопотные обязанности по восстановлению храмов из руин?

Очень редко кому посчастливится узнать, что самоограничение и духовные труды ведут к неземной радости, что общение с Богом в молитве дает блаженство и покой, несравнимые по сладости с земными удовольствиями, что это выход на совершенно другой уровень бытия. Помимо перегруженности священников есть еще и другая причина, по которой не от кого получить семена живой веры: на тысячи ныне живущих верующих - дай Бог, если найдется хотя бы один свидетель радости, переживший ее на личном опыте, и только его свидетельство оказывается действенным, способным и других подвигнуть на духовный труд ради этой радости. Не хватает святых людей, стяжавших Духа Святаго, дающего радость, достигших смирения и любви Христовых, которые могли бы указать остальным правильную дорогу.

Поэтому в храмах пока так мало молодежи. И по-прежнему молодые люди пытаются утолить жажду радости с помощью различных суррогатов, которые оставляют, в конечном итоге, только горький осадок: ведь в самых глубинах души каждого человека сохраняется «генетическая » память о подлинной радости живого общения с Богом, о рае, где человек непрестанно ликовал, и который потерял, и стремление туда вернуться. Православие знает, как с помощью Спасителя туда вернуться! Православие – самая светлая и радостная вера на Земле - вот что мы должны вспомнить!

Татьяна Кожевникова.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)