Ростов-Великий. Возрождение

 

ВЕРНОСТЬ ПРОСТЫМ ИСТИНАМ

Предстоятель
Недавно в одном из номеров журнала «Ярославские епархиальные ведомости» я прочитал интервью, данные в разное время и разным издательствам Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Удивительный жизненный путь пройден этим человеком до того, как он стал Предстоятелем русской Православной Церкви. Дед его - исповедник Российский, 37 лет находился в заключении, прошёл 47 тюрем и 7 ссылок. Это был очень мужественный и сильный человек, отец восьми детей. Он добровольно пошёл на мученические испытания, боролся с закрытием храмов. Отец будущего Патриарха тоже был исповедником, сидел в Магаданском крае, был глубоко верующим человеком.

Вспоминая своё детство, Святейший Патриарх говорит, что было у него тогда убеждение в том, что и ему придётся пострадать за веру. И он страдал в школьные годы, потому что не вступал в пионеры и комсомол, и при этом был самым лучшим учеником. «Я шёл в школу как на Голгофу. Очень часто меня вызывали на педсоветы, на диспуты с преподавателями и учениками, и я всегда побеждал, потому что в советское время наши учителя не были готовы к таким диспутам, а я старался быть готовым,» - рассказывает Патриарх. Он уже в 15 лет начал работать, перейдя в вечернюю школу. Настоящая вера даёт человеку огромную силу преодолевать любые трудности в жизни.

Будущий Первоиерарх воспитывался в религиозной семье, пострадавшей за веру, его духовное становление проходило под очень большим влиянием родителей; он говорит, что не помнит того времени, когда бы не хотел стать священником. Его служение русской Православной Церкви очень многостороннее и плодотворное.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл любит свою страну, свой народ и глубоко, беспредельно верит в Божий Промысл над собой с детства и по сегодняшний день. Он убеждён в том, что вне религии нет смысла и развития для человеческой цивилизации.

Артемий Штана 10 кл., Варницкая гимназия.Мне понравились и запомнились такие его слова: «Зло динамично, ему свойственно расширяться, и если не поставить предела, оно может стать всеобъемлющим. В Слове Божием сказано: «Не будет конца мира, пока не будет взят удерживающий», а удерживающий - это добро. Если из мира будет взято добро, он превратится в банку со скорпионами. Вера помогает человеку делать выбор в сторону добра. И когда он живёт по закону веры, то Бог в ответ даёт Свою благодать и Свою энергию».

Я запомню это слово - «удерживающий» и строгое условие: Господь с тобою, если ты делаешь выбор в сторону добра.

Артемий Штана, 10 кл., Варницкая гимназия.

Главный вопрос в жизни каждого человека
У меня есть несколько дисков с видеозаписями проповедей, произнесённых Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Я читал, что около тысячи церковно-просветительских передач записано было владыкой Кириллом на телевидении, и сейчас, в сане Патриарха, он не оставляет миссионерской трибуны. Его проповеди, живые, горячие, полны понимания и любви, он говорит языком, доступным молодёжи, говорит как с равными. Предстоятель нашей Церкви стремится проникнуть в суть самых разных жизненных и духовных проблем нового поколения, помочь молодому человеку найти их верное решение.

В дни Светлой Седмицы я вновь пересмотрел видеозаписи проповедей Патриарха; хочется рассказать свои размышления по поводу одной из них, произнесённой в 2009 году, во вторник Светлой Седмицы, в Успенском Соборе Троице-Сергиевой Лавры. Патриарх говорил о вере и неверии. Предстоятель Русской Православной Церкви назвал эту тему главной в жизни человека. Вся человеческая цивилизация развивалась, имея своим центром этот вопрос, от решения которого зависит жизнь человека в этом и Будущем веке.

Что же такое вера? Первоиерарх определяет это понятие так: «Вера - это осознание реальности присутствия Божия в нашей жизни (без всяких доказательств!)». Это не знание, не мировоззрение, это особое состояние человека. Живая вера руководит нашей волей, ею определяются наши убеждения и поступки.

Как часто в разговоре с неверующим приходится слышать: «Не навязывайте мне ваших убеждений, есть и другие точки зрения. Я хочу сам выбрать, что мне подходит больше». «Плюралистическое общество» предполагает правомерность существования множества различных мировоззрений и моделей поведения. «Если почистить «суконной тряпочкой» все эти модели, то останется только две: та, которая определяется верой, и та, которая определяется неверием», - так ясно и образно говорит об этом Патриарх.

Как же обрести живую веру? Слушая проповедь, я отмечаю в сознании те высказывания, которые звучат для меня как ответ на вопрос.

Во-первых, необходима огромная работа разума, развитие, воспитание его в вере. Не для того, чтобы учить других. А для того, чтобы укрепляться самому. Вера должна стать силой, захватывающей всё человеческое существо, живущей в сердце. Тогда человек чувствует Божие присутствие, Бог начинает являться в реальном опыте его жизни.

Кирилл Постыко,  11 кл., Варницкая гимназия.Я с грустью думаю о том, что, привыкая к церковной жизни, мы мало мыслим, читаем, говорим о Боге. «Если мы живем в духовной лени, забвении, в окамененном нечувствии, то можем легко потерять свою веру», - говорит Первоиерарх. Далее в своей речи он подчеркивает, что самое главное - быть молящейся общиной: в молитве мы получаем реальный опыт общения с Богом. Тогда нам не требуется чудес: внешнее чудо не способно сделать человека верующим, если нет у него огромной внутренней работы над собой. Да. Какие чудеса совершал Господь! Слепые прозревали, мёртвые воскресали. А не поверили в Него жители Иерусалима.

Итак, размышления над Словом Божиим, над писаниями Святых отцов – постоянная работа разума, возрастание в вере и молитва! Все это ещё должно быть соединено с опытом добрых дел. Именно с опытом: добрые дела творить тоже непросто, помимо умений, потребуются любовь и самоотверженность. «Каждый христианин должен быть на высокой свещнице, чтобы этот свет виден был другим», - говорит в заключение своей проповеди Святейший Патриарх.

Чтобы возрастать в вере, нужно осознать свою слабость и греховность и сказать: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!»

Кирилл Постыко, 11 кл., Варницкая гимназия.

Мы всегда свободны выбирать между добром и злом
В этом году на уроках литературы мы изучали роман великого христианского писателя Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Все, кто читал это произведение, конечно, помнят знаменитую главу «Великий инквизитор».

Это легенда, выдуманная героем романа Иваном Карамазовым и представляющая собой страстный протес атеиста против учения Господа нашего Иисуса Христа. В ней рассказывается о том, как во времена инквизиции в Испании, в городе Севилье, возле храма, в толпе людей тихо и незаметно появляется Спаситель, вновь пришедший на землю. Все непобедимой силой стремятся к Нему, народ плачет и целует землю, по которой Он идет. Господь воскрешает девочку, которую в гробу несут в храм для отпевания.

Среди людей «крики, смятение, рыдания». И в эту минуту появляется сам великий инквизитор, приказывает стражам взять Христа и заточить Его в темницу. Ночью инквизитор приходит в тюрьму и высказывает Господу свои обвинения; главное из них в том, что человеку Спаситель дал право свободного выбора между добром и злом. «Ты возжелал свободной любви человека, чтобы свободно пошел он за Тобою; свободным сердцем должен был человек решить, что добро и что зло, имея лишь в руководстве Твой образ пред собою… Невозможно было оставить их в смятении и мучении более, чем сделал Ты, предложив им столько неразрешимых задач. Таким образом, Сам Ты и положил основание к разрушению Своего же царства… До каких же ужасов рабства доводила их свобода Твоя!» - говорит инквизитор.

Вечный вопрос, каждый раз с новой силой встающий перед очередным поколением живущих на Земле. Никто не хочет быть рабом, потому что рабство противоположно тому, что Бог заложил в природу человека. Открываю апрельский номер «Журнала Московской Патриархии», а в нем большая статья Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под названием «Мы всегда свободны выбирать между добром и злом». Он пишет о том, что реализовать верно право свободного выбора, конечно, не просто, и доказательством этого является множество бед и страданий, которые род человеческий понес именно из-за своего стремления к свободе. Это стремление было движущей силой многих общественных процессов, в том числе и весьма конфликтных.

Александр Бычков,  10 кл., Варницкая гимназия.Предстоятель Русской Православной Церкви размышляет о сегодняшнем понимании свободы, говоря о том, что оно в своей основе имеет идею независимости человека. «Современная либеральная философия рассматривает индивидуума как критерий истины. Ни общественные институты, ни Церковь не имеют никакого привилегированного права определять критерий нравственной истины – только сам человек», - пишет Патриарх.

Но человек грешен. Если каждый сам для себя будет определять, что хорошо и что плохо, то получится много разных истин. Но истина одна! Она дана в Заповедях Божиих. Передача человеку права быть критерием истины имеет страшные последствия: происходит смешение святости и греха, добра и зла, правды и лжи. Можно сказать, что об этом написаны все романы Ф.М. Достоевского.

Я знаю, что свобода – это, в первую очередь, свобода от греха и зла, а не оправдание их, не защита под лозунгом какой-то мнимой свободы, а вернее, вседозволенности. Господь призывает нас сделать выбор в пользу добра.

«В этом случае свобода реализуется в соответствии с Божиим замыслом. Тогда и созидается личность, тогда и созидаются добрые общественные отношения, тогда Бог присутствует в истории», - пишет Патриарх.

Правильное понимание свободы ведет человека к личному развитию и помогает ему обретать силы к тому, чтобы совершенствовать мир.

Читая статью Предстоятеля Русской Православной Церкви, я делаю для себя такой вывод: всякий выбор в пользу зла является злом и не может быть оправдан. Все то хорошее, что мы, молодые, ожидаем в будущем, может осуществиться только в условиях нравственного общества.

Александр Бычков, 10 кл., Варницкая гимназия.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)