Ростов-Великий. Возрождение

 

Вознесение Господне (из моих первых воспоминаний в отдалении от родных краёв)

Рубрика: Торжества и даты -> № 33
Метки:
Просмотров: 1598
Подписаться на комментарии по RSS

«Далеко от дома, в небезызвестном Ростове Великом меня приютили места детства преподобного Сергия Радонежского. Вот уже седьмой месяц я учусь в православной гимназии при Троеце-Сергиевом Варницком монастыре, основанном на месте рождения этого великого русского подвижника и молитвенника.

И здесь я вспоминаю о моём родном храме, о настоятеле и прихожанах, работниках и клире – вспоминаю с грустной улыбкой. Грустной – оттого что меня теперь там нет, но всё же с улыбкой…

Дома я бываю только на каникулах, а Вознесение Господне – престольный праздник в нашем храме, я долгое время уже не встречу, потому что он празднуется обычно в учебное время.

Всё время ожидания этого светлого праздника слышишь от друзей, знакомых и близких наше православное, долгожданное, никогда не надоедающее и родное «Христос Воскресе!».

Все эти сорок дней после Пасхи и не тянутся, и не пролетают незаметно, каждый из них наполнен радостью Благой Вести. Всюду ликование и незабываемая возвышенность христианского духа!

И когда слышится последнее «Воистину Воскресе!», то и этим праздничные дни не заканчиваются, душа не перестаёт радоваться, потому что наступает ещё один долгожданный день – Вознесение Господне. А по-пасхальному приветствовать никогда не запрещалось, даже в строгие страстные дни, когда Церковь во всей своей полноте «плачет» о страданиях Спасителя. Как известно, преподобный Серафим Саровский каждого, приходящего к нему, приветствовал главной христианской вестью «Христос Воскресе!»

Приготовление к престольному празднику нашего храма, Вознесенского Кафедрального Собора города Йошкар-Олы, начинается для всех в разное время: всех раньше для настоятеля, которого в народе просто зовут «батюшкой». Он заботится о каждом прихожанине, о каждом работнике, клирике, пономаре и чтеце, о всех мелочах, начиная с того, как поставить цветы в храме, заканчивая организацией графика работы дежурной иконной лавки в сам день праздника. Ни о чём он не забывает, обо всех и обо всём заботится, никого не обидит и не обделит радостью праздника.

Подготовка же уборщиц, работников прихода и нас, пономарей, начинается обычно за неделю до торжества: чистятся кадила, семисвечник, паникадила; стирается облачение, чистятся полы, выбиваются ковры, работа кипит в полную силу.

Настаёт субботний вечер, когда совершается праздничное всенощное Богослужение. Храм в этот день открыт раньше обычного. А если тебе посчастливиться прийти в алтарь прежде всех: и остальных пономарей, и священников, и иподиаконов, - то ты почувствуешь первым неприкосновенную чистоту внутреннего убранства, ты сразу поднимешься с земли на небо и поймёшь, наконец, к чему всё это было сделано, в чём смысл этой красоты.

В этот субботний день все ждут архиерея, который торжественно, под праздничный колокольный звон, войдёт в собор. Встреча архипастыря для меня - это некая символическая аналогия встречи Великого Архиерея во время Второго Пришествия в наш мир Сына Божия. Архипастыря встречает архиерейский хор, так Спаситель придёт под «вои ангельские».

Особенное чувство патриотизма к христианской вере вызывается, когда во всей праздничной обстановке с сотнями восторженных лиц, во время Богослужения ты слышишь чтение отрывка из Евангелия о Вознесении.

После Богослужения, помню, зашёл я в алтарь прямиком с колокольни, в этом святом месте уже никого не было, все ушли провожать архиерея и настоятеля. Снятые облачения - священнические, диаконские и пономарские – свидетельствовали о совершённом Богослужении. И, хотя оно уже закончилась, будто кто-то еще допевал последние гимны Богу. В алтаре приятно пахло фимиамом, горела единственная неугасимая лампада. Я сделал три поклона и побежал скорее к келье настоятеля, который вот-вот должен был уехать домой. Бежал через улицу, даже не поправив развязавшийся шнурок…

А совесть-то укоряла за то, что не остался в алтаре, не использовал такую возможность помолиться в храме в тишине и умиротворении и на одном дыхании с только что прошедшим Богослужением… Батюшка всех поздравил и сделал наставление «на сон грядущий домой идущим».

Как белые цветы в храме и белое облачение, природа утром праздничного дня хранила свойство белого цвета – чистоту: не было дождя, следовательно, и слякоти; рассвет сопровождался прекрасными облаками; ветра не было, всё было растворено в умиротворении и умилении, пожалуй, как и на любой Великий праздник… Я сам много раз замечал, как перед двунадесятым праздником или обыкновенным малым Воскресеньем или Пасхой могло быть пасмурно, как и после праздника, но не в сам день… Удивительно!

День начался по-праздничному: способствовала природа и дух верующих прихожан, пришедших вспомнить последний день пребывания Христа на земле и помолиться Ему о прощении грехов, и славословить Его, и благодарить.

Литургию теперь служил не архиерей, а батюшка-настоятель.

Причащавшихся Святых Христовых Таин было, как мне показалось, больше, чем в любой другой праздник. Молебен-благодарение Богу был совершён праздничным чином, как и в любой двунадесятый праздник, но с особенностью: молебен у нас в престольный праздник совершается параллельно с традиционным крестным ходом вокруг собора, сопровождаемого праздничным трезвоном, прерывающимся на чтении Евангелия. Как раз в тот момент я был одним из тех, кто присутствовал и звонил на колокольне… Наблюдать за праздничным шествием с высоты колокольни удаётся не каждому, и я благодарю Бога за то, что он дал мне такую возможность!

Народ постепенно расходился при звуках очередного захода праздничного трезвона. Я не забуду то чувство, когда стоишь за пультом колокольни. На твои руки намотано множество верёвок и верёвочек, соединяющих кисти рук с языками и язычками колоколов, и через решётку видно, как внизу на тебя смотрит большая масса людей, кто-то набожно крестится, кто-то просто не хочет расстаться с праздничным духом Вознесения. Они на тебя смотрят, и ты их понимаешь, и ты хочешь от этого взаимопонимания звонить красивее…

Когда я начинал обо всём этом писать, то немного другое чувство испытывал, нежели сейчас. Сейчас я в душе тот самый простой прихожанин, который стоит после Литургии подле колокольни, слушает звон и не хочет выходить за церковную ограду… Я также не хочу расставаться с воспоминаниями, к тому же так много упущено деталей и подробностей, которые греют сердце. Чего стоит один только добрый и по-детски довольный взгляд батюшки! Ведь для него это всё! Для него этот праздник, как для маленького ребёнка ожидаемый весь год День рождения, он полностью отдаёт себя служению своему приходу. И именно он мне посоветовал и благословил поступать в Ростов Великий, о чём я сейчас не жалею и, надеюсь, никогда не буду жалеть! Настоятеля нашего не забуду и с грустной улыбкой буду вспоминать им пережитый в полной мере и мне навсегда запомнившийся праздник Вознесения Господня!

Валентин ФРОЛОВ, ученик 10 класса

Православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского при Троице-Сергиевом Варницком монастыре.

Комментариев: 2

  1. 2010-11-22 в 23:34:43 | Григорий

    Замечательная статья! Полностью согласен со всеми высказываниями Валентина. Сам многократно переживал подобное, и сейчас, читая статью, вспоминаю всю подготовку к празднику, к богослужению..... А Батюшка Евгений не простой. у него есть великий дар - духовное рассуждение. Спаси господь протоиерея Евгения на многая лета!!!

    Валентин! Чаще пиши воспоминания о родном храме!!!

  2. 2011-01-14 в 14:56:21 | Валентин

    Благодарю, Григорий! Будем стараться.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)