- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
Вышнего Иерусалима граждане, в земле Ярославской просиявшие
реди небесных заступников Ярославля, в первую очередь, почитаются святые благоверные князья Василий и Константин. Они были детьми первого ярославского князя Всеволода Константиновича, погибшего в битве с татарами на реке Сить (1237 год). В юном возрасте досталось им княжество после гибели отца в самый разгар татаро-монгольского нашествия и установления ига. Искушенные бедствиями, как злато в горниле, в страхе Божьем управляли они княжеством в 1238-1249 годах, заботясь о его благе, врачуя раны, нанесенные завоевателями, и не принимая участия в междоусобиях других князей. Жизнь их была недолгой, но доброй.
В 1501 году при копании рвов для нового храма произошло обретение нетленных мощей благоверных князей. От них стали происходить исцеления и чудеса, что привлекло внимание к ним и способствовало процессу их канонизации. Святые мощи князей стали главной святыней кафедрального Успенского собора Ярославля.
Другими почитаемыми в Ярославле святыми являются благоверный князь Феодор Черный, управлявший княжеством в 1260-1299 годах, и его чада Давид и Константин. Князь Феодор – внук Владимира Мономаха. Имея огромное влияние в Орде, где он подолгу жил, князь использовал его для блага своей земли. Он построил в Орде несколько храмов. Так, с его почина православие все более укреплялось среди татар, которые имели возможность познакомиться с русской верой и обычаями. Он ревностно заботился о благоустройстве Ярославля и всего княжества, о благе своих подданых. Почувствовав кончину, князь велел нести себя в любимую им Спасо-Преображенскую обитель. На монастырском дворе состоялось его трогательное прощание с ярославцами. «И исповедался пред всем народом, если согрешил перед кем или нелюбие держал на кого. И кто пред ним согрешил и враждовал на него – всех благословил и простил и во всем вину на себя принял перед Богом и людьми». Перед кончиной князь принял монашеский постриг. При этом по свидетельству его жития «светилось лицо его, солнечным лучам подобно, честными сединами украшено, показуя душевную его чистоту и незлобивое сердце». Почитание князя Феодора в Ярославле началось вскоре по его кончине. По смерти Феодора княжеством правил его сын Давид (+1321). Константин, видимо, почил ранее. В 1643 году был обретен гроб князя Феодора, в котором оказались нетленные мощи его и сыновей Давида и Константина.
Немало святых подвизалось в Переславле и его пределах. Упомяну лишь двух. Преподобный Никита (+ 1186) прославился подвигом столпничества – вид подвижничества, не столь распространенный по сравнению с другими. До избрания такого сурового образа жизни был он сборщиком податей, причем жестоким и корыстолюбивым. Как-то услышал он читавшиеся в храме слова пророка Исайи: «Измыйтеся, и чисты будете, отьимите лукавство от душ ваших…научитесь творить добро» (Ис.1:16-17). Эти слова совершили в Никите перемену. Он вдруг осознал, каким чудовищем был для окружающих и как неприглядно выглядит перед Богом. Решив изменить образ жизни, он пришел в переславльский монастырь святого великомученика Никиты. Здесь игумен, не впустив его в обитель, дал ему послушание: три дня стоять у ворот и исповедовать приходящим свои грехи. Только после этого испытания на твердость его намерения Никита был принят в монастырь. После принятия пострига, испросив благословение игумена, он выкопал яму-колодец, в которой, подобно древним столпникам, затворился на неусыпную молитву. Схоронив себя таким образом от мира, в дополнении к этому подвигу он надел на себя вериги и железную шапку. Жизнь Никиты, проходившая в таких добровольно возложенных на себя стеснениях, окончилась мученически. Разобрав крышу, к нему ворвались разбойники и убили его. Истертые от долгого ношения вериги они приняли за серебрянные и польстились на них.
Другой святой, преподобный Даниил (+ 1540), прославился и угодил Богу совершенно особым видом подвига. Он разыскивал скончавшихся в пути странников и устраивал для них христианское погребение. Для поисков он уходил из монастыря, подбирая по дорогам тела усопших. После отпевания и погребения, он не переставал поминать беззвестных людей, за которых и помолиться было некому, за литургией. На месте кладбища, где погребал беззвестных странников святой Даниил, и основал он одноименную обитель, 500-летие которой отмечалось в 2008 году.
Своих небесных молитвенников имеет древний Углич. До начала XX века в Преображенском соборе города в серебрянном ковчеге хранились остатки мощей святого благоверного князя Романа, сгоревшие в 1609 году во время разграбления города поляками. Князь Роман Угличский (+1283 или 1285) был внуком ростовского князя Константина Мудрого. Приняв по смерти отца и старшего брата Угличское княжество, Роман посвятил себя благотворительности: он строил храмы, больницы, которые содержал на свой счет, и странноприимные дома. Любил он беседовать с умными и опытными людьми. При этом князь отличался молитвенной настроенностью и склонностью к уединению. Его внутренняя жизнь осталась сокровенной, но другие князья его чтили, а подданные считали святым.
Еще одним угодником, чтимым в Угличе, является преподобный Кассиан (+1504), основатель Учемской пустыни. Был он родом грек, из династии византийских императоров Комнинов. В миру звали его Константином, князем Мангупским. Он прибыл в Россию в 1472 году в свите царевны Софьи Палеолог, невесты царя Ивана III. Практически сразу Константин отказался от придворной карьеры, уехав в Ферапонтов монастырь. Здесь он принял постриг с именем Кассиан. Тяжелые работы на монастырских послушаниях не устрашили бывшего князя. Он знакомится с известным подвижником Нилом Сорским. Под его руководством постигает путь внутреннего делания - непрестанной молитвы, пишет книги. В 1477 году он покидает Ферапонтово и подвизается отшельников на берегу реки Учмы недалеко от Углича. Через некоторое время при поддержке святого благоверного угличского князя Андрея он строит Успенский храм, положивший начало Учемской пустыни. Преподобный особенно наставлял свою братию в милосердии к бедным, молитве об усопших и послушанию, сам подавая пример в этих добродетелях. Замечателен факт его жизни: за все время пребывания в обители он, как ее основатель, не искал почестей и не стремился к настоятельству, возлюбив более молитвенное уединение и созерцание. В Угличской летописи записано множество чудес, совершенных по молитвам к святому Кассиану. Благодаря его заступничеству во время разорения Углича в Смутное время Учемская пустынь была спасена. По кончине святого устроенный им монастырь постепенно пришел в упадок. В XVIII- XIX столетии на его месте были построены два храма. В одном из них под спудом находились мощи святого, к которым не прекращался поток верующих. В конце 1930-х эти храмы были взорваны, так что сейчас о месте подвигов смиренного князя напоминают три холма, крест, часовня на берегу Волги и небольшой музей, устроенный местным жителем, ревнующем о былой славе этих мест.
На нашей земле жили удивительные люди, многие из них причислену к лику святых. Так Церковь свидетельствует об исключительности, инаковости их жизни. Поздравляя ростовцев с наступающим праздником всех небесных покровителей нашей малой родины, не могу не напомнить слова Христа, обращенные как предостережение к некоторым городам Его времени: «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее было явлено сил Его, за то, что они не покаялись: Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! Ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. Но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня. Но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф. 11:20-25). Покаяться – значит перестать грешить, перестать угождать себе, потворствовать своим дурным навыкам и привычкам; изменить свой ум, свои мысли, свои поступки.
Святые угодники земли Ростовской и Ярославской, не оставляйте нас вашим предстательством и молите Бога о нас, ваших земных сродниках!
Мария РУБЦОВА.
Оставьте комментарий!