- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
Высокий смысл привычных слов
этой статье речь пойдёт о книге «Тайны русского слова». Накануне её выхода в свет автор Василь (Фазиль) Ирзабеков побывал в Варницком монастыре и рассказал о своей книге ученикам и преподавателям православной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского.
Эта в своём роде уникальная книга о созидающей силе русского языка необычна тем, что её автор – азербайджанец. Он преподавал русский язык иностранным студентам в Азербайджанском государственном университете. В 1995 году на русской земле принял таинство Святого Крещения с именем Василий. В 2001 году создал и возглавил Православный центр во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого), получивший благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексий II, является помощником настоятеля храма святых Косьмы и Дамиана на Маросейке в Москве.
Его лекция в Варницкой гимназии никого не оставила равнодушным. Любовь автора к русскому языку зажигает ответную любовь к нему в сердцах слушателей.
Книга Василия Ирзабекова помогает понять то, что русский язык – это великое духовное достояние, святыня нашего народа. На многочисленных примерах автор убедительно доказывает, что язык каждого народа обязательно содержит в себе информацию о Боге. Скажем, в азербайджанском языке слово человек звучит как адам, что сразу же возводит нас к истокам ветхозаветной истории. Слово предатель произносится как хаин – да-да, тот самый Каин, совершивший самое первое тяжкое предательство: убийство единокровного брата.
Что касается русского языка, то мы можем говорить о нём, как о явлении сакральном. При внимательном, любовном рассмотрении становится ясно, что он повествует нам об Иисусе Христе, содержит сокровенные знания о Нём.
Давно известно, что восприятие какого-либо предмета или явления во многом зависит от того, с каких позиций мы их воспринимаем. Меняется ракурс – и тогда слова, привычные слуху, приобретают совершенно иной смысл. И тогда по-новому осознаёшь давно известное: что в том же слове образование содержится очень важная для всех нас информация. Корень этого слова – образ, то есть икона.
Сам язык наш подсказывает нам, что самое главное для образователей всех ступеней вовсе не передача суммы неких знаний. Это подразумевается само собой. Куда важнее, оказывается, восстановление в человеке образа Божия, а потому и безобразие есть именно потеря образа Божия.
Такой же подход нужен и к слову наказание. В процессе образования и воспитания никак не обойтись без наказания, однако понимать его нужно не как истязание, а как дачу наказа, то есть наставления.
А слова радость и страдание, как выясняется, являются однокорневым, где буква «Т» есть подобие креста. И в этом, только вдумайтесь, заложен величайший смысл. Чтобы мы с вами имели в сердце своём самую великую радость, радость воскресения распятого Христа и нашего чаемого, по Его несказанному милосердию, будущего воскресения, – для этого Господь должен был пострадать на Кресте.
Какое же утешение несут эти слова всем нам: тебе сегодня радостно – это очень хорошо, но не забывай – Чьим страданием куплена твоя радость. Тебе сейчас трудно, ты страдаешь? Потерпи, потерпи, как терпел Он – и тогда страдание твое обернётся радостью. И всё это: и страдание, и радость – соткано воедино вкруг Креста, немыслимо без несения Креста.
А потому закономерно, что слово счастье почти не встречается в церковном обиходе: слышится в нём что-то сиюминутное, скоротечное – то, что сейчас есть.
Мы же припомним, сколько любимых нами икон содержат в себе ёмкое слово радость: «Нечаянная радость», «Трёх радостей», «Всех скорбящих радость»… Радостью буквально преизобилует Священное Писание, церковные службы, акафисты святым. В той или иной форме понятие это встречается на его страницах около восьми сотен раз, в то время как счастье – всего лишь двенадцать. «Се бо явися Христом радость всему миру!» - слышим мы в пасхальном песнопении. Именно радость, а не счастье.
А вот что пишет автор о слове честь. Самое первое знакомство с этим словом происходит в раннем детстве, когда малышу внушают, что если нашёл чужую вещь или деньги, то надо непременно вернуть хозяину, иначе это будет нечестно. Но как тогда понимать обращение к Богородице: «Честнейшая Херувим»? Честнейшая – это превосходящая святостью даже Херувимов. Ибо честность, в самом высоком градусе звучания, означает именно «святость».
Оказывается, в тексте Священного Писания нет ни одной «не говорящей» детали: любая мелочь, любой штрих исполнены глубочайшего смысла, открывающегося «имеющим глаза видеть». Каждый шаг Спасителя, каждый жест, время суток, название города или местности, число рыб или хлебов, которыми он накормил алчущих – всё раскрывает перед изумлённым читателем совершенно иные, неведомые прежде глубины Божественного Откровения. Вот один из примеров: Господь родился в Вифлееме, в переводе с древнееврейского – Дом Хлеба. Вспомним: Спаситель называл Себя «хлебом, сшедшим с небес». Господь называл Себя не просто хлебом, но хлебом жизни.
Поразительно, как язык наш запечатлел это откровение! Слова хлеб и жизнь, звучащие в исконном русском как жито и живот – однокорневые! Вот и к жизни вечной мы, православные христиане, приобщаемся, находясь ещё здесь, на земле, в величайшем Таинстве Евхаристии, вкушая под видом Хлеба Пречистое Тело Христа. Как и в Евангелии, так и в языке нашем извечно едины и святы – Хлеб и Жизнь.
А вот что автор пишет о слове вдохновение. Слово это есть прямое свидетельство, указывающее на главного участника творческого процесса, - Того, Кто даровал талант, Кто вдохнул в художника мысли, чувства, переживания, жизнь в его творения: будь то икона, стихотворная строка или красивая мелодия. Как же созвучно это процессу сотворения Богом самого человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Неживое: звук, буква, глина – не может одушевиться без участия Бога, без Духа Святаго. А потому о лучших творениях сынов человеческих во все времена говорили и будут говорить, что рукой художника водил Сам Бог.
Могут возразить, что язык для русского народа куда более древнее понятие, нежели христианская вера. Первозданный язык был похож на бутон, в котором промыслительно было заложено то, чему предстояло дивно распуститься. Как-то археологи обнаружили в одной из египетских пирамид закупоренные в древних сосудах зёрна пшеницы. Рискнули высадить их в грунт – и они проросли! Так и язык русский.
Изначально был он дарован людям как те потаённые зёрна будущего хлеба. Оставалось лишь ожидать божественных солнца и влаги, которыми и стала Православная вера. И явлена она была этому народу вовсе не тысячу лет назад, а гораздо раньше. Ещё святой апостол Господень Андрей приходил в эти земли, которые позже назовут Киевской Русью, приходил на Валаам, где водрузил в память об этом событии свой каменный крест и предрёк процветание здесь христианской веры. И всё это проявилось, проросло удивительными по красоте и силе всходами – живым великорусским языком, в котором всё проповедует нам Самого Христа. Не дадим же вытоптать заветную ниву.
По материалам книги
Василия Ирзабекова
«Тайны русского слова» (заметки нерусского человека).
Оставьте комментарий!