Ростов-Великий. Возрождение

 

ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ – НАЧАЛО ПУТИ…

Рубрика: Возрождение -> Интервью по поводу -> №19
Метки:
Просмотров: 2243
Подписаться на комментарии по RSS

отец Александр Сачивко21 августа в Ростовском храме Толгской иконы Божией Матери была отслужена Божественная литургия в честь престольного праздника. Накануне радостного события мы встретились с настоятелем храма протоиереем Александром Сачивко и побеседовали на самые разные темы…

- Отец Александр, храм Толгской иконы Божией Матери никогда не закрывался, даже в самые безбожные годы правления советской власти. Это единственный храм в Ростове, в котором и при коммунистах никогда не прекращались службы?

- Да, верно. Был такой период, с 1930 по 1942 годы, когда наш храм был единственным в городе храмом, который не был закрыт. Как упомянул в одной из своих книг настоятель Косьмо-Дамианского храма священник Александр Парфенов, все Православие этого города в те годы было сосредоточено именно здесь, в Ростовском храме Толгской иконы Божией Матери. Затем, в 1942 году, был открыт еще один – Никольский храм на ул. Гоголя.

- А когда была основана Толгская церковь?

храм Толгской иконы Божией Матери.Ростов-Великий- На самом деле здесь два храма: Толгской иконы Божией Матери, который был построен в каменном варианте в 1767 году, и храм священномученика Власия, у которого еще более древняя история. Этот храм уже существовал, в деревянном исполнении, в 1570 году, когда подвижник Иоанн Власатый, мощи которого находятся здесь, пришел сюда. Этот храм восстановили в 1767 году и к нему пристроили храм Толгской иконы Божией Матери. Выдвинули вперед алтарную часть, чтобы не трогать могилу и оставить мощи доступными для поклонения. Была сделана рака, написаны иконы. Чтобы люди могли прийти и помолиться и попросить помощи и заступничества. Пришедший в наш город из Европы Иоанн Милостивый был покорен полнотой христианства Восточной Церкви в сравнении с Западной и принял Православную веру. Здесь он подвижничал, здесь и погребен, и мощи его здесь пребывают. Это наша главная святыня.

Храм тогда находился за городской чертой, здесь, на болоте, в то время стояло только три двора, три небольших домика. Строился храм на народные деньги. Священник этого прихода получил от архиерея шнурованную книгу с печатью и несколько лет собирал пожертвования, после чего и был восстановлен храм в честь священномученика Власия и собора Иоанна Предтечи с пристроенным к нему Толгским храмом. Многие называют его еще с тех времен Ивановским, поскольку почитание блаженного тогда было очень велико. И улица, на которой храм находится, называлась не Декабристов, а Ивановская.

- Обычно, теплое время года – пора разных ремонтных работ. Многое удалось сделать?

- Я служу здесь уже восемь лет. И пока еще ни одного сезона – весны, лета, осени – не обошлось без самых разных ремонтных работ. Мы постоянно что-то делаем в нашем храме, а работа никогда не заканчивается. И, наверное, никогда и не закончится. Это естественно, потому что со временем вещи ветшают и требуют обновления. После моего назначения сюда, мы начали восстанавливать храм, который был очень запущенным. Начали мы с того, что в первый год откопали от окон всю землю. От 80 до 100 машин земли было снято от цоколя храма! В храме пахло сыростью, болотом, потому что уровень земли был почти по окна, что с южной стороны, что с северной. Вот и снимали слой грунта от 60 сантиметров до метра. Сняли землю, потом выполнили планировку.

Много работы было сделано и внутри храма. Раньше здесь стояло четыре печи, все это было прогоревшее, мало дающее тепла… Мы убрали все печки, был заказан газовый проект, чтобы подвести газ к дому церковному и храму, и на третий год проведено отопление. Было приобретено газовое оборудование, трубы, все это мы соединили, и у нас в храме появилось свое, автономное газовое отопление.

Затем мы вставили новые замечательные деревянные окна тройного остекления, сделали откосы. А на следующий год мы работали с цоколем: выбрали всю кирпичную крошку, забили металлические штыри, скрепили все это проволокой и заложили 5-6 тысяч кирпичей по всему периметру.

Храм 14 лет был не белен. Два года назад мы сделали обчистку, обмазку, древнюю, как и положено, и два раза побелили. Покрасили стены, которые были в очень плохом состоянии, потому что раньше в храме было холодно, и стены постоянно отсыревали. Потом во Власьевском пределе положили новый пол, подняли его, положили плитку.

В прошлом году обновили престолы, восстановили жертвенники, пошили новые облачения, позолотили церковные сосуды. Сейчас делаем во Власьевском храме алтарную стену, чтобы она выглядела как следует, занимаемся и реставрацией икон. Очень помогает нам реставратор Ростовского музея-заповедника Юрий Михайлович Баранов, помогают и ярославские реставраторы: Валерий Созинов, ювелир, подаривший ризу на Толгскую икону Божией Матери, и Антон Белов, директор фирмы «Ковчег».

Икон в храме много. Храм никогда не закрывался, и люди, чтобы сохранить иконы, несли их из закрывающихся храмов сюда. Если маленькую икону аналойного размера можно и дома спрятать, то большую икону сохранить в то время в тайне у себя дома было очень трудно. И так получилось, что память о некоторых разрушенных храмах Ростова сохраняется у нас. В нашем храме есть иконы из храма Всех святых, который был построен Кекиным, и который, к сожалению, был разрушен. Сейчас на этом месте находится Парк Победы. У нас находится Голгофа из разрушенного храма Леонтьевского-на-заровье. Люди спасали святыни и несли их в действующий храм. И мы всеми силами пытаемся сохранить этот построенный на народные деньги храм в благолепии, в красоте и чистоте. Этим и занимаемся.

- Давно хотелось задать вот такой, обывательский вопрос. В западных фильмах очень часто семьи изображаются очень набожными, такими «очень христианскими». И если сравнивать с этим нашу действительность (я уже не говорю про наши фильмы, часто просто переполненные «чернухой»), то поневоле задаешься вопросом: а может быть, и действительно люди на Западе более воцерковлены, чем в России? Так ли это?

- Давайте будем помнить: то, что нам показывают в иностранных фильмах, это совсем не обязательно и далеко не всегда правда. Я не могу судить о набожности американцев по своему опыту, но о западноевропейцах можно сказать, что они не очень религиозны. Это их термин. Даже в церковной среде у них далеко не всегда можно увидеть глубокую христианскую направленность образа жизни. Мы сейчас говорим о простом человеке – об обывателе. Это характерно и для католиков, и для протестантов, которыми двигал протест против складывающихся в Западной Церкви тенденций. То же самое можно сказать и о представителях Англиканской церкви, глава которой – король. Они еще более далеки от истинного христианства, чем даже католики. Их история, и все эти традиции и отношения зарождались и развивались не одно столетие. Церковь разделилась на Восточную и Западную ветви очень давно – в 1054 году. На Западе пошли по «упрощенному» варианту, более приближенному к обывателю и его мирским, материальным земным потребностям. В чем-то даже произошло разделение на «нижнюю» и «верхнюю» церковь. Отличий очень много. И часто – очень существенных. Например, в западных странах для того, чтобы стать пастором, достаточно закончить соответствующее богословское учебное заведение. И человек становится духовным наставником, просто получив диплом, без Таинства рукоположения, хиротонии, как в нашей Церкви. И это только один пример. А Восточная Церковь осталась верна древним традициям, заложенным еще с Апостольских времен. Об этом говорит вся история Православной Церкви.

отец Александр,Толгский храм, Ростов-Великий 2009- И позвольте задать Вам еще один вопрос, не совсем в рамках нашего сегодняшнего разговора: что такое жизнь?..

- Что такое жизнь… Вы, скорее всего, спрашиваете про жизнь земную. Православные, верующие люди – христиане – стремятся к вечной жизни. Поэтому мы и верующие люди. Однажды Господь, воззвав нас из небытия, дал нам бессмертную душу. Мы получаем ее при рождении. Дальше – уже дело самого человека, как он поработает над своей душой. Либо она будет в вечном блаженстве, любо она будет в вечных мучениях. И это будет зависеть от того коротенького временного промежутка пребывания человека на земле: 20, 30, 60, 80 лет… И дальнейшее пребывание души будет зависеть от того, как мы проживем эти годы. Это подготовка нашей души к встрече с Господом. Я думаю, каждый из нас хочет, чтобы его душа по окончании земного бытия пребывала в вечном блаженстве с Богом и со святыми, которых мы здесь просим, молим и которых любим, и которые пребывают в вечном блаженстве с Господом. Там такая же иерархия, как и в земной Церкви: Господь, апостолы, пророки, святые, мученики и все простые люди, которые своей земной жизнью, своим временным пребыванием здесь заслужили увидеть Царство Небесное.

- Кто-то называет нашу земную жизнь временной остановкой…

- Какая же это временная остановка, если человека не было? Это начало пути. Родители дали ребенку жизнь, в этот момент ему дается бессмертная душа. Души не было, Господь ее дал. И душа эта уже – бессмертна навсегда. И потом она либо вечно радуется с Господом, либо мучается в преисподней по итогам нашей земной жизни.

- Скажете какое-нибудь напутствие как священник?

- Я могу посоветовать только то, что советует нам Святое Писание. Господь говорит нам: креститесь, молитесь, веруйте и исполняйте заповеди Божии, и будете в вечном блаженстве. Как православный человек, как священник я ничего другого посоветовать не могу. Люди приходят в храм. Молят за себя, за своих близких. За своих усопших родственников о упокоении души и прощении их грехов. Молят за живых, чтобы Господь дал им здравия и Спасения, дал им время на покаяние, на достойное завершение земной жизни. И мы в храме молимся обо всех православных людях, молимся и о властях наших, и о государстве нашем. Вот это и есть Церковь. Ее земная часть, часть общей единой Церкви, которой соединены и небо, и земля. И мы с вами – каждый из нас – тоже часть этой Церкви.

- Отец Александр, большое Вам спасибо за подробные и обстоятельные ответы на все вопросы. Еще раз поздравляем Вас и прихожан храма Толгской иконы Божией Матери с прошедшим престольным праздником!

А. МОЛЁНОВ,фото автора.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)