- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
Значение богослужебно-певческих циклов русским святым
начение богослужебно-певческих циклов русским святым, где в высокохудожественной форме воспевались лучшие качества человека, давалась эпически обобщенная картина русской истории и воззрения на нее человека своего времени, чрезвычайно велико, поскольку на протяжении долгого времени они являлись почти единственным способом ознакомления огромной массы русского народа со своей историей, сохранения исторической памяти народа. И можно сказать, что русский знаменный распев—единственно достойная этого величественного исторического эпоса музыка, составная и неотъемлемая его часть.
Православное богослужение пронизывает идея великой истории - каждый день (суточный круг богослужения) посвящен воспоминанию о каком-либо событии, которое как бы повторно происходит во время совершения службы. В раскрытии смысла этих событий церковное пение играет огромную роль. Таким образом, можно сказать, что вся отечественная история, кроме словесного текста, запечатлена музыкально.
Одним из преступлений никоно-алексеевской «реформы» является устранение исторической темы Древней Руси из богослужебной практики. Сделано это было в период ревизии богослужебного церковного Устава, когда ряд служб русским святым был просто отменен, а остальные понижены в чине на один-два порядка (предписываемая всенощная заменялась полиелеем, славословием, а то и будничной службой), фактически оттеснены на второй план; на первое место, согласно антинациональному направлению «реформы», были выдвинуты так называемые «вселенские» (то есть нерусские) святые. Этим было запрограммировано историческое беспамятство, приведшее через два века к оплевыванию собственной истории.
Сокращение числа церковных служб русским святым во второй половине XVII века не осталось незамеченным современными музыкальными медиевистами.
Н.С.Серегина пишет в одной из своих работ: «В это время из церковного искусства стала уходить историческая тема, так мощно питавшая на протяжении веков храмовую «театральность»: количество служб русским святым сократилось вследствие нескольких церковных установлений по новой регламентации обряда, и первыми были изъяты (как видно из рукописей этого периода) песнопения повествовательного характера, служившие основой сюжетной канвы богослужения».
Русское церковное искусство перестает отражать историческую память народа. «Тема земли, истории, народной памяти постепенно теряет свое конкретное выражение через воспоминания о событиях прошлого... Идеалы Святой Руси постепенно теряют живительную связь с землей, с историческими источниками духа»15, с исключительно, добавим, богатым национальным христианским преданием.
Потеряв праздничный статус, оставшиеся службы русским святым со второй половины XVII века больше не размножаются, не переписываются, а распевщики больше не создают вариантов этих служб или их частей, как это было в XV и XVI веках, когда количество стихир увеличивалось путем их добавления именно на малую вечерню и литию (принадлежность праздничных служб), а также создания дополнительных стихир с обозначением «ин перевод», где как раз и наблюдалось «особое внимание к историческим сюжетам, повествованию о конкретных исторических событиях, которым посвящена служба».
Лишь через двести лет историческая тема Древней Руси возродится, однако уже в светском искусстве — в литературе (Загоскин), живописи (Суриков), театре, в частности в оперном творчестве Глинки («Иван Сусанин»), Бородина («Князь Игорь»), Мусоргского («Хованщина»), Римского-Корсакова («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии») и др.
Так Русская Церковь потеряла инициативу в историко-национальном воспитании народа, отечественную историю русский человек уже будет познавать преимущественно не с церковного клироса, а с оперной сцены, через картины мирских живописцев и книги светских писателей. Нетрудно понять, насколько все это ускорило расцерковление русского общества.
Известно, что Богослужебный отдел Поместного Собора 1917—1918 гг. предложил «восстановить прежнее положение служб русским святым в Месяцеслове», однако до сего дня этого не сделано.
«Верность» отечественным святым в уставном богослужении сохранили старообрядцы, являясь в этом прекрасным образцом для подражания.
По книге Б.П. Кутузова "Русское знаменное пение" глава "Владимиро (Ростово)-Суздальская школа знаменного пения"
Оставьте комментарий!