Ростов-Великий. Возрождение

 

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

знаменный хор Ростова-ВеликогоНаш век – век больших скоростей. Быстрые автомобили домчат нас за несколько часов в столицу, а самолеты в другую страну. Скоростной интернет, вообще, позволяет путешествовать по планете, не вставая с дивана. Однако, как ни странно, современные возможности, новинки прогресса не сделали людей ближе. Нам не хватает времени для общения - и друг с другом, и с Богом. Мы несемся, словно в большом потоке автомобилей. Надо бы снизить скорость, но вслед за тобой торопятся другие, и тебе самому трудно притормозить.

Вы можете не поверить, но 10 ноября 2009 г., в день 300-летия памяти святителя Димитрия, бег времени все-таки остановился. Случилось это в неожиданном месте, вечером на всенощной в Авраамиевом монастыре. В этот день, как и было обещано в нашей газете, под сводами надвратного храма Авраамиевой обители собрался Ростовский знаменный хор.

Надвратный храм  Авраамиевой обители 10 ноября, в день 300-летия памяти</p>
<p>святителя ДимитрияНакануне праздника преподобного Авраамия этот хор пропел стихиры и другие песнопения, приготовленные по этому случаю со старинной рукописи XVII века. Таким образом, служба была весьма необычной и яркой. В первую очередь, из-за звучания сильных мужских голосов. Затем, в силу созвучия, гармонии между темой преподобного Авраамия, древними текстами самой службы и не менее древними сводами над головами молящихся. Мне показалось, что я воспринимал эту музыку не только душой, но и самим телом, что звуки знаменного распева коснулись не только поверхности, но прошли сквозь меня.

Тогда я вспомнил одно выражение, высказанное священником и мастером этого музыкального направления: «Чтобы петь знаменно, надо жить знаменно!»

«Жить знаменно» означает особую строгость жизни, духовную внимательность, молитвенное постоянство.

Однако, как жить знаменно, если не слышать знаменного распева?!

знаменный хорДело в том, что знаменный распев мобилизует одним своим звуком. Он похож на икону, в символике знаменного распева нет ничего лишнего. Это самая христианская музыка, знаменный распев веселит, но не морочит. Он вдохновляет, но не распоясывает. Как и в написании икон, для него важно умение. Так в наше время мастер может взяться за икону ради денег, но лучше бы писал обнаженных женщин, ему это ближе и понятнее. Знаменный распев тоже дается не всякому певчему, а только тому, кто ради него отрешился от всякой другой музыки. Тогда приходит понимание знаменного распева, тогда певец начинает дышать им. Когда же начинает дышать им, тогда распев звучит искренне и непосредственно. В этом случае можно сказать, что музыка не производит впечатление, а просто напросто перерождает человека. Как жаль, что мы мало слышим хорошего знаменного распева!

Знаменный хор РостоваВоистину, в тот вечер бег времени остановился. Как на древней иконе, сквозь материал богослужебной музыки проступало сияние вечности.

Идея провести богослужение с использованием древних песнопений родилась ровно год назад в результате научной конференции «История и культура Ростовской земли». Представляется, что итогом встречи ученых могут быть не только страницы опубликованных научных трудов, но и другие, практические результаты. В прошлом ноябре питерский профессор Альбина Никандровна Кручинина, специалист по певческим рукописям, пожаловалась, что песнопения древним святым не востребованы сейчас в центрах русской культуры, таких как Великий Новгород, Соловки, Кирилов. Тогда я ответил, что Ростов не останется равнодушным, что древние службы ростовским святым зазвучат у нас. Более того, у нас есть Ростовский знаменный хор, который на хорошем уровне способен исполнить эту музыку.

Проследовал один год серьезной работы. В октябре я получил по почте расшифровки службы преподобного Авраамия с древней крюковой записи на современную нотацию. Предложил эти ноты знаменному хору для исполнения прямо на службе. Что и произошло к необычайной радости Альбины Никандровны и ее коллег, которые непосредственно присутствовали на службе. Была рада этому и матушка Миропия, настоятельница Авраамиева монастыря. Получился незабываемый праздник. Было решено, что если существуют песнопения святителю Леонтию Ростовскому, то их тоже надо расшифровать и исполнить летом на службе в его честь.

Как рассказали все слышавшие, большой эффект произвели также фрагменты песнопений Авраамию Ростовскому, использованные как иллюстрация к научному докладу А.Н. Кручининой на музейной конференции. Будем надеяться, что знаменный распев, чаще и больше будет звучать в нашем городе.

Священник

Александр ПАРФЕНОВ.

Оставьте комментарий!

Комментарий будет опубликован после проверки

Имя и сайт используются только при регистрации

(обязательно)