- Анонсы58
- Вкусно и полезно3
- Возрождение69
- Выдающиеся ростовцы10
- Жители Ростова вспоминают4
- Интервью по поводу13
- На пути спасения32
- Наша справка6
- Новости39
- Послания и обращения5
- Святителю Димитрию посвящается10
- Святые и подвижники27
- Стихотворенья5
- Тема для размышления27
- Торжества и даты61
- Уничтоженные храмы17
Ростовская земля. История и культура
Контракт на поставку киверов для Владимирского пехотного полка, заключенный в Ростове, в 1813 г.
О подряде на изготовление церковных решеток, 1804 г.
О времени появления транспортных, восточных ворот Ростовского кремля
=Ярославская митрополия=
14.12.2024 НА УРОКЕ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ ДЕТЯМ РАССКАЗАЛИ О БОГОСЛУЖЕБНЫХ ПРЕДМЕТАХ
14.12.2024 НА ОТКРЫТОЙ ЛЕКЦИИ В СОЦИАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОМ ЦЕНТРЕ РАССКАЗАЛИ ОБ ИКОНАХ
14.12.2024 АНОНС БОГОСЛУЖЕНИЙ МИТРОПОЛИТА ВАДИМА C 14 НА 15 ДЕКАБРЯ
13.12.2024 ИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ЛАРИН ВСТРЕТИЛСЯ С УЧАЩИМИСЯ В МОЛОДЕЖНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «ТОЧКА»
Ростов-Великий
остов Великий, расположенный в Ярославской области, в двухстах километрах от Москвы, один из древнейших городов России. Первое упоминание о нем встречается в «Повести временных лет», древнейшей летописи Руси, под 862 годом. Ростов стал Великим в летописях XII века, очевидно, не столько из-за его размеров, сколько по тому значению, которое Ростов имел в духовной, политической и хозяйственной жизни Северо-Восточной Руси того времени, хотя и по размерам он уступал только Киеву и Новгороду. Результаты археологических раскопок последних лет показывают, что площадь Ростова-Великого в XII веке составляла 200 га. в то время как территория Киева и Новгорода была более 300 га, Чернигова - 160 га. Владимира - около 145 га. Суздаля - всего 49 га.
Просвещение Ростова светом Христовой веры началось вскоре после Крещения Руси в Киеве, и уже в 991 году святителем Феодором (+ 1023) в Ростове-Великом была основана епископская кафедра, первая в Северо-Восточной Руси. Она находилась здесь до 1788 года, после чего главным епархиальным центром стал Ярославль, но славное имя древнего русского города сохранилось в названии епархии и титуле епархиальных архиереев до наших дней.
В ряду епархий Русской Православной Церкви Ростовская епархия всегда занимала высокую ступень. В XIV веке, когда был основан Рождественский монастырь-Ростовская епархия занимала четвертое место после Киевской митрополии и Новгородской и Черниговской архнепископий. а из епископских - первое.
Под управлением Ростовских епископов находилась духовная жизнь огромного Ростовского края. Со временем от Ростовской епархии отделились другие епархии: Владимирская. Муромская. Костромская. Вологодская и т.д. Хотя территория Ростовской епархии с веками значительно уменьшилась, духовное ее богатство не оскудело, и на все времена она осталась колыбелью христианства и святости для нарождавшейся Российской державы.
Ростовский архиерейский дом. сохранившийся до наших дней, был построен в 1670-1683 годах Ростовским митрополитом Ионой (1652-1690) и является уникальным памятником архитектуры мирового значения.
Архитектурный ансамбль Архиерейского дома ростовских владык включает в себя пять храмов - церковь Воскресения (1670 год). церковь Спаса на Сенях (1675 год), церковь апостола Иоанна Богослова (1683 год), церковь во имя Григория Богослова (1680-е годы). церковь и честь иконы Божией Матери «Одигитрия» (1690-е годы). Внутри храмы были украшены настенными росписями, в создании которых участвовали лучшие иконописцы того времени.
Сегодня этот архитектурный ансамбль Кремля (так Архиерейский дом называют с XIX века) является сердцем Ростова-Великого. В его величественных постройках запечатлелась история древнего города как духовного центра Северо-Восточной Руси.
Судьба Кремля оказалась непростой. По преданию, во время строительства Архиерейского дома юродивый Стахий говорил митрополиту Ионе о строительстве Архиерейского дома: Ах, Иона, все хлопочешь, все беспокоишься. а в твоих храмах одни воробьи да голуби жить будут... Кто же в то время мог поверить таким словам? Но пророчество юродивого сбылось. Всего около ста лет здесь жили ростовские архиереи. В 1788 году местом пребывания ростовских архиереев становится Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. Здания Ростовского архиерейского дома были оставлены и постепенно разрушались. Предприимчивые ростовские купцы на первых этажах размешали всевозможные склады.
В начале XIX века по проекту генерал-лейтенанта Бетанкура было решено разобрать здания бывшего Архиерейского дома, а из кирпича построить гостиный двор для ежегодных ярмарок. К счастью, проект не был осуществлен. В последующие годы ростовскими купцами предпринимались попытки не допустить окончательного разрушения зданий. Последовательное спасение зданий бывшего Архиерейского дома началось с 1880-х годов. В 1880 году в отремонтированном Самуилове корпусе было открыто Духовное училище. По инициативе ростовских купцов И.А. Шлякова и А.А. Титова и под научным наблюдением Императорского Археологического общества приступили к восстановлению зданий бывшего Архиерейского дома. Первой была восстановлена Белая палата, где с благословения архиепископа Ионафана в 1883 году был открыт Музей церковных древностей.
По благословению владыки Ионафана из всех церквей епархии стали привозить в Ростовский музей церковные предметы, которые из-за ветхости вышли из употребления. В то время в музей поступили выдающиеся произведения церковного искусства.
Главной святыней Ростова является Успенский собор, основанный в 991 году6. Успенский собор был кафедральным. здесь служили все архиереи: после кончины они обретали в соборе и место своего последнего упокоения. Вдоль южной и северной стен расположен ряд гробниц с останками ростовских владык В южном, Леонтьевском. приделе под спудом почивают мощи святителя Леонтия (+ ок. 1073).
Святитель Леонтий входит в число первых святых Древней Руси и является первым святым из числа угодников Божиих, подвизавшихся в Ростове. Будучи епископом на Ростовской кафедре (1051 -ок. 1073). он крестил большую часть населения Ростова. Мощи святителя Леонтия были обретены в 1164 году. Житие святителя сообщает, что великий князь Андрей Боголюбский. стремившийся к государственному и духовному возвышению Северо-Восточной Руси, узнав об обретении мощей, произнес: Хвалит бо римьская земля Петра и Павла, гречьская земля Константина царя, киевская земля Володимира князя, ростовская ж земля вся тебе великыи святителю Леонтие ублажает, сотворившего дело равно апостолом. Празднование памяти святителя Леонтия было установлено в 1190 году епископом Ростовским Иоанном (+ 1213). С того времени многие паломники шли в Ростов поклониться мощам святого. В 1259 году великий князь Александр Невский приеха в Ростов на средокрестье. крест честный целова в святей Богородици и гробу Леонтьеву челом ударил. Епископская кафедра в Ростове называлась кафедра Леонтия Ростовского, при избрании новых епископов Ростову летописцы замечают, что он поставлен молитвами святого чудотворца Леонтия.
Святой Леонтий - один из самых великих святителей земли Русской. Он велик по действиям земной жизни, как равноапостольный просветитель Ростовского края. Он велик на Небе как сильный молитвенник за землю Русскую.
Храм главного покровителя Ростова-Великого, очень долгое время находился в плачевном состоянии. В 2014 году благодаря участию благотворительного фонда по восстановлению святынь Ростовской земли «Ростов Православный», который был создан в марте 2013 года по инициативе благочинного приходов Ростовского округа протоиерея Романа Крупнова наконец-то начались работы по восстановлению храма Леонтия на Заровье.
Преемник Леонтия на епископской кафедре святитель Исайя (+ ок. 1090). постриженник Киево-Печерского монастыри, продолжил просвещение жителей Ростовского края, обходя грады и веси в Ростовской и Суздальской области с проповедью Святого Евангелия. Он уничтожал идолов, крестил множество людей. а ранее крещенных утверждал в вере. Его мощи были обретены вместе с мощами святителя Леонтия в 1164 году.
Святитель Игнатий (+ 1288) был назначен на кафедру из архимандритов Ростовского Богоявленского монастыря. И на епископской кафедре он оставался иноком высокой жизни, хотя ему приходилось участвовать в политической жизни города, ездить в Орду, чтобы заступаться и печаловаться за свою паству, мирить враждовавших князей. Благодаря его архипастырским увещеваниям были прекращены распри между Ростовскими князьями Димитрием и Константином Борисовичами. Праведность его жизни была засвидетельствована многими чудесами во время его погребения.
Мощи святителей Исайи и Игнатия в Успенском соборе почивали открыто. Сегодня в Успенском соборе в особом ковчеге хранятся частицы мощей Ростовских святителей Исайи и Игнатия.
В Успенском соборе погребали и Ростовских князей (сегодня место расположения княжеской усыпальницы не известно). Здесь почивали мощи благоверного князя Василия Константиновича (1209-1238). в народе ласково называемого - Василько. Князь Василько возглавил ростовскую дружину в битве с монголо-татарами на реке Сить (север Ярославской области), которая произошла 4 марта 1238 года. Битва закончилась разгромом русских войск. Князь Василько был ранен и пленен, и нудиша Василька много проклятии безбожнии татарове в поганьской быти воли их и воевати с ними. Князь отверг их предложение и принял мученическую кончину. Принесете же его, положиша в церкви святые Богородицы, идеже мати его лежит, не бе же слышати пения во мнозе плаче. Князь Василько был причислен к лику святых и стал национальным героем Древней Руси, на примере которого выросло поколение победителей в битве на Куликовом поле.
Издавна Ростов-Великий был городом монастырей и храмов. В народе говорили: Ехал бес в Ростов, да испугался крестов.
Один из древнейших монастырей Руси, Богоявленский Авраамиев, был основан на восточной окраине Ростова преподобным Авраамием (+ ок. 1073-1077) в XI веке. Как и большинство обителей Ростова, монастырь стоит на берегу озера Неро (летописи озеро называют Ростовским, а название «Неро» происходит из языка угро-финского племени меря, жившего на Ростовской земле в VII— XI в.в.12 Многие сегодняшние названия рек, сел, деревень происходят из языка племени меря: Ишня. Пужбол. Шурскол. Сулость и т.д.). Богоявленский монастырь был основан на месте языческого капища. Здесь преподобный Авраамий сокрушил идола Велеса жезлом, увенчанным крестом, который был дан ему апостолом Иоанном Богословом, явившемуся старцу неподалеку от Ростова.
В последующие века монастырь преподобного Авраамия благоукрашалея великими князьями и русскими царями. Боговленский Собор, где почивали мощи преподобного Авраамия (сейчас они находятся в Иаковлевском храме Спасо-Иаковлевского Димитриева монастыря). воздвигнут был царем Иоанном Грозным в 1553 году. Собор был соединен крытой галереей с Введенским храмом. построенным в 1650 году. Над входными вратами обители стоит Никольская церковь (XVII век), над которой возвышается колокольня.
В полукилометре от Богоявленского монастыря утвердился Петровский монастырь. основанный в XIII веке Петром. царевичем Ордынским (+ 1290). Ростовский епископ Кирилл, находясь в Орде, молитвой к Всемогущему Богу исцелил сына хана. Племянник хана, будучи свидетелем этого чуда, тайно покинул Орду, догнал епископа Кирилла на пути его в Ростов и умолил взять с собой. И Ростове епископ Кирилл крестил Ордынского царевича, дав ему имя в честь апостола Петра. Однажды на охоте царевич заснул, и ему в сонном видении явились апостолы Петр и Павел. Они повелели ему построить на месте видения монастырь. В конце жизни царевич Петр принял монашеский постриг в своей обители. где и преставился.
Церковное прославление преподобного Петра, царевича Ордынского, состоялось на Макарьевских Соборах в 1549 году. И Успенском соборе Московского Кремля и настенных росписях 1564-1565 годов представлен сюжет явления апостолов Петра и Павла Петру, царевичу Ордынскому. что говорит о высоком статусе его почитания на Руси. В начале XX века в Петровском монастыре было два каменных храма: собор во имя апостолов Петра и Павла с приделом преподобного царевича Петра (1684 года), где под спудом почивали мощи основателя обители, и теплая церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы (1696 год). Высокая колокольня возвышалась над входом в монастырь. огражденный каменной стеной. В настоящее время в бывшей обители находится приходская церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. От монастырского ансамбля сохранились еще четыре угловые башни ограды. Место собора обозначено памятным крестом. Выявлено и обозначено место, где почивают под спудом мощи преподобного Петра. царевича Ордынского.
Стражем западной границы города стал Спасо-Преображенский монастырь. основанный в середине XIII века Ростовской княгиней Марией (+ 1271), вдовой благоверного князя Василька, дочерью князя-мученика Михаила Черниговского. родной сестрой преподобной Евфросинии Суздальской (+1250).
После гибели книзя Василька в 1238 году, его жена, княгиня Мария, успешно помогает своим детям, малолетним князьям Борису и Глебу, управлять княжеством в этот нелёгкий период ордынского ига. Княгиня Мария, единственная женщина-летописец на Руси, похоронена в Спасо-Преображенском соборе, основанного ею Спасского на Песках (Княгининого) монастыря.
Спасо-Преображенский монастырь был упразднен в 1764 году и присоединен к стоящему рядом Спасо-Яковлевскому Димитриеву монастырю. До нашего времени сохранился собор Спасского монастыря, построенный в конце XVII века.
В начале 14 века в Варницкой вотчине ростовских бояр Кирилла и Марии рождается мальчик, наречённый именем Варфаломей. Трудно даётся обучение грамоте отроку Варфаломею, но старец, случайно встреченный им в поле под дубом во время поиска заблудившихся коней, предсказывает отроку будущую великую грамотность. Так в Ростове первые годы своей земной жизни провёл Игумен Земли Русской, преподобный Сергий Радонежский. В годы решающей борьбы с ордынским игом преподобный Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Ивановича (Донского) на Куликовскую битву и послал с ним двух монахов-богатырей: Андрея Ослябю и насельника Ростовского Борисоглебского монастыря Александра Пересвета, который сразился в единоборстве, перед началом битвы, с монгольским богатырём мурзой Челубеем. Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь (ныне подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры).
Несмотря на трудные времена татарского ига, Ростов остаётся одним из главных культурно-просветительских центров Руси. В ростовском монастыре святителя Григория Богослова, именуемом Григорьевским затвором, пишутся православные, исторические и житийные книги, переводится иностранная, в том числе и философская литература, ведётся большая просветительская работа среди местных жителей. Из стен Григорьевского затвора вышли святитель Стефан Пермский (+ 1396) и преподобный Епифаний Премудрый (+ ок. 1422). Стефан Пермский является Святителем далёких народов Северного Урала.
Григорьевский монастырь был упразднен в XVIII веке, сохранился собор святителя Григория Богослова, построенный в 1680-е годы.
К началу XV века все монастыри в Ростове-Великом были деревянными: из дерева были построены храмы, крепостные стены и хозяйственные постройки. Да и приходские храмы в Ростове были деревянными. Лишь кафедральный Успенский собор и Борисоглебский храм на княжеском дворе были выстроены в XIII веке из белого камня.
Во второй половине XIV века в Ростове и его окрестностях было положено начало трем монастырям. Борисо-Глебский монастырь был основан в 1363 году преподобными Феодором и Павлом по благословению преподобного Сергия. Зачатьевский (ныне - Спасо-Иаковлевский Димитриев) монастырь устроился вокруг храма, построенного святителем Иаковом около 1390 года на месте его пустынных подвигов после оставления Ростовской кафедры. В эти же годы, около 1390-1394. в Ростове была основана святителем Феодором обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
До основания Рождественской женской обители все существовавшие в то время ростовские монастыри были мужские, в последующие века в городе строили тоже только мужские обители. Лишь в 2003 году в Ростове появилась вторая женская обитель, обосновавшаяся в стенах Богоявленского Авраамиева монастыря.
Утратив политическую самостоятельность, Ростов и в XVI веке продолжает сохранять значение крупного культурного центра. С 1474 года Ростов становится крупнейшим церковным центром Московского государства. В 1589 - 1590 гг. - Ростов - резиденция Ростовских митрополитов. Ростовские епископы получили титул митрополитов.
Дипломат путешественник Сигизмунд Герберштейн, посетивший его в XVI веке, писал: «Город и крепость Ростов – место пребывания архиепископа, считается в числе знаменитых и более древних княжеств в России после Новгорода Великого».
Взятие Ростова «в опричнину» способствовал его росту и расширению. Он стал владением, принадлежавшим лично царю. Этим был нанесен последний удар потомкам ростовски удельных князей, у которых были отняты их вотчины, лежавшие около города. На освободившихся землях были «испомещены» малоземельные дворяне («опричные служилые люди»). Правительство Ивана Грозного придавало большое значение укреплению «опричных земель» и, в частности, Ростова.
Грозный бывал в Ростове частым гостем; против города, на другом берегу озера Неро, находилась вотчина его матери - существующее и теперь село Угодичи. Во время царских приездов ростовские церкви монастыри получали значительные вклады, жаловались землями. Однако Грозный не толь покровительствовал городу. По преданию, в один из его приездов был целиком вывезен в Москву красный каменный пол из ростовского Успенского собора.
В XVI веке в Ростове и его окрестностях развернулось строительство гражданских и культовых зданий, проводившееся под руководств крупнейших зодчих - Андрея Малого и выходца из ростовской земли Григория Борисова. Над могилой Исидора Блаженного Твердислова, выходца из немецких земель, строится каменная церковь Вознесения Христова и, в благодарность преподобному Авраамию Ростовскому за успешный поход на Казань, Богоявленский Собор в самом древнем на северо-востоке Руси Богоявленском Авраамиевом монастыре. Мощи преподобного Авраамия в настоящее время покоятся в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре. В то время были возведены первые каменные постройки Борисоглебского монастыря.
В XV-XVI веках центр города, состоявший митрополичьего и княжьего дворов, древнего «Григорьевского затвора» и соборной площади, существовал, примерно, на том же месте, что и сейчас. Вокруг широким полукольцом располагался посад, обнесенный рвом и палисадом; теперь границы его определяются полукружием улицы им. Свердлова. Однако городские укрепления были далеки от требований оборонительной науки того времени, и находись в плохом состоянии.
Побывавший в Ростове в конце XVI века немец Генрих Штатден отзывался о них пренебрежительно: «незащищенный город». Вплотную к посаду примыкали обширные слободы: Выводная (близ фабрики Рольма), Никольская на Всполье (в районе железнодорожного вокзала), Никольская во Ржищах (около Яковлевского монастыря) и Песоцкая (около кофе-цикорной фабрики). Кроме тог, существовали еще и небольшие слободы – Ладанская, Ямская, Рыбная, Сокольничья и другие. Название слобод указывают в большенстве случаев на род занятий их жителей. Особое положение занимала огромная Варницкая слобода, где варили соль. Этот промысел процветал в Ростове еще в XV веке и имел для города немаловажное значение. В слободе в XVII веке значилось 5 церквей.
На дальних и ближних подступах к Ростову стояли богатые и хорошо укрепленные монастыри, которые являлись его опорными пунктами. Наиболее значительные из них - Борисоглебский, Петровский, Авраамиев, Спасопесоцкий, Яковлевский и Белогостицкий.
В 1608 году Ростов был взят польско-литовскими захватчиками. При этом горожане, предводимые воеводой Третьяком Сеитовым, оказали героическое сопротивление. Последним их оплотом стал Успенский собор, внутри которого осажденные продолжали сражаться, пока не были истреблены. Предание утверждает, что воевали даже женщины, одна из которых, княгиня Мария Лобанова, убила предводителя нападавших пана Заборовского и союзника поляков ярославского князя Ивана Шамина. Город был сожжен и разрушен.
Дорого обошлась Ростову польско-литовская интервенция. Князь Черкасский, посланный в 1619 году «дозирать» Ростов, застал здесь потрясающую картину нищеты и разрушения.
Правительство Михаила Романова приняло решение о строительстве в Ростове новых укреплений, которым не суждено было, однако, послужить защитой от внешних врагов. В период с 1631 по 1633 год крестьяне из окрестных деревень, из-под Кинешмы и Пошехонья в количестве 1000 человек, со 100 конными подводами строили земляную крепость «о 10 углах» с тремя въездными воротами (Фроловскими, Борисоглебскими и Петровскими) и большой боевой башней у Петровского въезда. Руководил работами голландец «Ян Корнилов» (Ян Корнелиус Роденбург). Работы эти были проведены из рук вон плохо. Уже через двенадцать лет укрепления были в полуразрушенном состоянии.
Новый экономический подъем Ростова начинается со второй половины 16 века, когда со строительством порта Архангельск, и оживлением северной торговли. Ростов стоял на торговом пути между Астраханью и Архагельском - крайними южным и северным портами Московского государства.
Купечество Ростова стало богатеть, что явилось предпосылкой блестящего внешнего расцвета города столетием позже.
С 1652 года митрополитом Ростовским становится Иона Сысоевич. По его замыслу в городе строится грандиозная резиденция ростовских митрополитов. На площади в два гектара строится митрополичий двор, многочисленные церкви, здания, окруженные стеной с башнями.
Общий экономический уровень города поддерживался торговлей, которая велась ростовскими купцами с большим размахом. Ежегодная ярмарка, происходивши в Ростове, считалась третьей после Нижегородской и Ирбитской. Сюда привозилось большое количество разнообразных товаров. В 1692 го; здесь постоянно числилось 166 лавок, а в 1775 уже 185.
Кроме больших партий привозных товаров, которыми бойко торговал Ростов, на всероссийском рынке издавна пользовались большой известностью зеленый горошек, чеснок, лук, хмель, позднее цикорий. Ростовские огородники имели земельные участки не только в своем городе, но и в Москве, Петербурге.
Сравнительно большая плотность населения, недостаточность земельных наделов, бедность подзолистых почв, наличие рынков сбыта способствовали развитию в Ростове и его окрестностях промыслов и ремесел. Кроме издавна существовавших соляных варниц, здесь жгли известь, делали отличный кирпич. Славилось и кожевенное производство, сосредоточенное преимущественно в районе большого села Карашь. Под Борисоглебскими слободами процветали деревообрабатывающие промыслы. Славились ильинские красильщики и мастера по набойной ткани.
В 80-х годах XVIII века развивается финифтяный промысел. Это разновидность живописи, наносимой лекгоплавкими красками эмаль. Изделие из финифти по мере прорисовки изображения неоднократно обжигается и приобретает значительную прочность. Произведения ростовских мастеров финифтяного дела ценились чрезвычайно высоко.
Пётр I приезжает в Ростов с целью постройки потешного флота Но ему не нравится озеро Неро, «грязная лужа», и свой флот он строит на Плещеевом озере.
В 1788 году митрополиты переезжают в Ярославль, и город начинает приходить в упадок. Плотность застройки была чрезвычайно велика. Дома буквально лепились один к другому. Густо населенные слободы, торговый посад и концы соединялись множеством извилист улиц, улочек и тупичков, среди которых были вкраплены обширные огороды и пастбища, городская территория была изрезана большим количеством речушек и оврагов.
В 1778 году происходит утверждение герба города, а с 1796 года Ростов становится уездный город Ярославской губернии. В конце 18 века, Екатерина Вторая издаёт указ, по которому город получил новую регулярную симметричную планировку и стал перестраиваться.
Ростов был коренным образом перестроен. От старого города остались лишь валы да постройки митрополии. Сглажены были все овраги и речушки, сломано много домов.. Огромная площадь ровным кольцом опоясала кремлевские стены. Однако Кремль, как и в старину, остался центром города. От него к окраинам протянулись улицы, вдоль которых выстроились купеческие дома, торговые ряды и небольшие церкви.
Эта эпоха вписала немного новых строк архитектурную биографию Ростова, и до наших дгнй дошло сравнительно мало значительных роек конца XVIII - начала XIX веков: торговые ряды да решетка городского парка. Особняком стоят замечательные церкви Яковлевского монастыря, в строительстве которых наряду с крепостными мастерами графа Шереметева принимали участие и местные архитекторы.
Замечательный ансамбль митрополичьего дома с его высокохудожественными памятниками и прекрасными древними росписями после перевода кафедры был на долгие годы отдан под склады и для размещения немногочисленных административных учреждений Ростова. Никто не заботился о его ремонте, и к концу XIX века многие его постройки лежали в развалинах. В 1818 году было решено строить в Ростове новые каменные торговые ряды. К этому времени все .постройки митрополии пришли в такое состояние, что инженер Бетанкур, которому было поручено составление проекта, писал в своем донесении: «сколько для выгод построения гостиного двора, а не меньше для отвращения безобразия и опасности в городе, древний, ветхий и уже к падению клонящийся архиерейский дом с принадлежностями и с некоторыми уже совершенно разрушившимися церквами, в коих давно и богослужения нет, разобрать и материал употребить на вышеупомянутую постройку».
К счастью, проект Бетанкура по ряду причин осуществить не удалось. В середине XIX века были разобраны лишь Часобитная башня, второй этаж Красной палаты и другие здания. Одной из причин, помешавших претворению в жизнь предложений Бетанкура, было движение ростовчан в защиту памятников древнего Ростова.
В 80-90-х годах на средства местных любителей древности началось планомерное восстановление полуразрушенных памятников Ростовской митрополии. Организаторы и инициаторы этих работ И. А. Шляков и А. А. Титов сумели избежать обычного в то время безграмотного «восстановления святынь». Работе предшествовал подбор огромного числа исторических документов. Особенно следует выделить роль А. А. Титова, рассматривавшего ансамбль митрополичьего дома, прежде всего, как исторический памятник.
Оромными для своего времени реставрационными работами были выведены из руинного состояния наиболее ценные памятники, открыт музей ростовских древностей. Благодаря этому замечательный ансамбль Ростовского Кремля и дошел до наших дней.
Промышленность Ростова развивалась сравнительно медленно. Первые предприятия в городе и уезде появились в середине XVIII века. Это полотняная фабрика Серебрянникова, возникшая в 1750 году, и суриковая фабрика Менкина 1757 года. В XIX веке в городе и вокруг него возникло много новых предприятий. В селе Поречье-Рыбном был основан консервный завод, принадлежавший вначале французу Мельону, а затем Коркунову. На реке Мокзе были построены бумажная и Высоцкая суконная фабрики, а также бумажно-прядильная, цикоро-сушильные и другие. В 1878 году открылась крупнейшая по тем временам льнопрядильная фабрика Кекина (Рольма), на которой уже в первые годы ее существования было до 1500 рабочих.
В 1870 году была проложена железная дорога между Москвой и Ростовом.
Появление предприятий, работавших на местном сырье, служило дополнительным стимулом для развития отдельных промышленных культур: льна, цикория, картофеля, хмеля, конопли. Близость рынков сбыта (Ярославль, Москва) стимулировала дальнейшее развитие огородничества, имеющего в Ростовском уезде многовековые традиции. Особое внимание уделялось выращиванию ранних и деликатесных сортов овощей, эфироносных, лекарственных трав и т. д. Слава ростовского огородничества перешагнула в те годы отечественные границы. Ростовский крестьянин-огородник Н. С. Грачев был избран членом Французской Академии сельского хозяйства. Он вывел несколько сот новых сортов овощей, выращивал в Ростове арбузы и дыни. На отечественных и международных выставках Грачевым было получено 11 золотых и 41 серебряная медали.
В течение XIX века постепенно благоустраивался центр города. Появились первые водопроводные линии, электростанция, мощеные улицы. Строились школы, из числа которых выделялась построенная в 1910 году на средства купца Кекина городская гимназия. Это - огромное здание с просторным залом, учительским корпусом и даже обсерваторией.
Ростову не суждено было стать ареной каких-либо крупных революционных событий. В 1918 году в Ростове была установлена советская власть. С.1920 по 1925 год постепенно восстанавливается разрушенное городское хозяйство Ростова. Начиная с 1926 года, расширяются посевы зеленого горошка, цикория, картофеля, и городская промышленность получает твердую сырьевую базу.
В 1936 году была образована Ярославская область, в состав которой был включен Ростов на правах районного центра.
В Советское время в Ростове образуется артель по производству финифти. При ней открывается школа для обучения детей ремеслу. В 1958 году артели была присуждена большая золотая медаль на международной выставке в Брюсселе. В 1960 году артель была преобразована в фабрику "Ростовская финифть".
За годы пятилеток в силу ряда естественно географических условий в городе не создается новых крупных предприятий, которые являются обычно его основными застройщиками. Поэтому на улицах Ростова не возникает в этот период новых архитектурных ансамблей и отдельных построек, способных существенно изменить его облик.
24 августа 1953 года над Ростовом пронесся смерч, причинивший большие разрушения ансамблю Ростовского Кремля. Правительство выделило крупные средства на восстановление разрушенных городских построек и памятников Кремля, что дало возможность начать их восстановление и всестороннее изучение. Крепостные башни, стены, палаты, церкви стали постепенно освобождаться от позднейших пристроек, искажавших их первоначальный архитектурный облик.
Но не меньший урон нанесли городу годы советского правления. Многие церкви были разрушены, пришли в запустение. Однако судьба была благосклонна к Ростову. Центр города оказался не тронут, крупная промышленность и ударные стройки обошли город стороной. Сегодня мы можем видеть тихий, очень провинциальный город, где рядом с кремлем может прогуливаться лошадь.
Комментариев: 3
"Ростов стал Великим в летописях XII века" скорее назван или упоминается т.к. это разовая акция, возможно с подачи местного начальства.
Ну и что? Сделано это было самими ростовчанами =)какое-такое "начальство"??? =))) это произошло с легкой руки А. Титова. Его стараниями Ростов получил приставку Великий, которую он откопал где-то в летописях, вам жалко? Господин Великий Новгород, тоже никакой не Великий, если уж разбираться, Великий, наверное, разве-что Устюг =)
"Ростовский крестьянин-огородник Н. С. Грачев был избран членом Французской Академии..."
- Огородник Ефим Андреевич Грачев.